|
|
N°161, 06 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайская грамота по-австрийски
Новинки артсезона Западной Европы
Такого количества китайских выставок в Австрии никогда не видали! Этот китайский бум, без сомнения, является самым удивительным явлением культурного сезона в Австрии. К тому же все это происходит не в рамках культурной дипломатии, не так, как в России, где, как известно, 2007 год объявили Годом Китая. В Австрии показывают Китай древний и современный: Венский Кюнтслерхауз оккупировала терракотовая армия первого китайского императора, в Кунстхалле провинциального города Леобен выставка «Золото и нефрит» с якобы «сенсационными находками из могил китайских вождей».
Главные экспозиции современного китайского искусства связаны с именем Ули Зигга (Uli Sigg) -- этот бывший дипломат и нынешний швейцарский медиаменеджер до какой-то степени даже «виноват» в актуальной китайской волне в Центральной Европе. Сам Зигг занимается Китаем несколько десятилетий. В 1980 году он основал первое в истории китайско-европейское совместное предприятие и стал коллекционировать современное китайское искусство, которое позже, будучи швейцарским послом в Китае, стал активно пропагандировать.
На основе зиггской коллекции, которая считается самой большой и важной коллекцией подобного рода за пределами Китая, швейцарские кураторы в 2005 году составили огромную выставку «Махжонг». Эту выставку, название которой отсылает к одноименной и древней китайской игре, показывали с большим успехом сначала в Кунстмузеуме швейцарского Берна, затем в гамбургском Кунстхалле. В начале этого лета «Махжонг» открыли и в Музеум дер Модерне (Музей модернизма -- современного искусства) в австрийском Зальцбурге. В хронологическом порядке начиная с конца 1970-х годов показывают центральные работы из зиггской коллекции. Хиты коллекции -- опусы известных художников Фанг Лижун (Fang Lijun) и Ай Вейвей (Ai Weiwei). Последний отвечал в этом году за один из самых обсуждаемых проектов на престижном артфестивале -- кассельской Документе: в рамках своего художественного проекта Вейвей пригласил 1001 китайца в немецкую Мекку современного искусства. Соотечественники художника до того никогда не бывали за границей.
Зальцбург показывает «классическую» работу Вейвея, урну из династии Хан с логотипом «Кока-Колы», то есть некий поп-арт по-китайски. В австрийском Граце кураторы Кунстхауза для выставки «Китай вас приветствует» (China welcomes you) выбрали другую и более новую работу знаменитого мастера. В огромном пространстве Кунстхауза, которому московские художники когда-то из-за вытянутой скругленной формы дали название «кабачок», находятся 16 керамических столпов разного цвета и размера. Они при этом очень хорошо сочетаются с архитектурой здания, которое в 2003 году построили по проекту британца Питера Кука. Этот кураторский выбор центральной работы безусловно удачен и говорит о принципиальном расхождении концепций зальцбургской и грацской выставок. Выставка в «кабачке» не имеет задачу проиллюстрировать конкретное собрание и прославить его создателя, она менее хрестоматийна и тем в художественном плане интереснее и свежее. Что подтверждает, например, и диковинная инсталляция группы «Янгжианг» (Yangjiang Group). Видим длинный стеклянный коридор, который превращен в какие-то джунгли. Есть тропинка, еще непонятные восковые башни, постоянно звучит одна и та же китайская песня. Короче, художники удачно погружают невинного западного зрителя в некий китайский космос, который в будущем предстоит понять. Некое возможное будущее неопределенных политиков и диктаторов в свою очередь показывают Пенг Ю (Peng Yu) и Сун Юан (Sun Yuan) в работе «Дом престарелых». Очень реалистичные восковые фигуры, изображающие стариков, сидят спящими в современных креслах на колесах, которые автоматически крутятся по площади. Старики, которым по виду лет за 80, разных национальностей. Все имели влияние в общественной жизни: есть православный поп, арабский шейх, палестинский вождь, бывший югославский партизан. Фигуры украшают награды, свидетельствующие о бывшем высочайшим статусе, который находится в резком контрасте с жалким существованием на совсем короткой дорожке к совсем последнему пути.
В целом мозаичность выставки «Китай вас приветствует» в положительном смысле удивляет. Запомнились зеркальная архитектурная модель Пекина Лу Хао (Lu Hao), наивная живопись художницы Гуо Фенгьи (Guo Fengyi), театральная видеоинсталляция известного художника Фенга Менгбо (Feng Mengbo), а также короткометражное черно-белое кино Янга Фудонга (Yang Fudong), которое своей артистичной абсурдностью в чем-то очень похоже на советское «параллельное кино» группы «Синефантом» в 1980-х.
Об этих китайско-советских параллелях задумываешься и на третьей китайской выставке, персоналке Чен Жен (Chen Zhen) в престижном венском Кунстхалле. Судя по работам выставки, Жен, который эмигрировал в 1986 году в Париж и умер там в 2000 году, является неким китайским братом Ильи Кабакова. Оба в эмиграции создали громадные и очень дорогостоящие инсталляции, которые пользуются успехом на западном артрынке. На родине этот размах для обоих был невозможен. И Кабаков, и Жен в эмигрантском творчестве отсылают к собственному частному опыту проживания на своих исторических родинах -- СССР и КНР. Жен использовал в своих инсталляциях прежде всего «родные» объекты, материалы и мотивы. Это видно и в центральной инсталляции выставки «Жуе Чанг Танцующее тело/барабанящий разум (Последняя песня)» (Jue Chang Dancing Body/ Drumming Mind (Last Song). Одна из последних работ художника вдохновлена образами традиционной культуры. Инсталляция состоит почти что из 100 стульев, табуреток и кроватей, на которые художник натягивал звериную шкуру. В сущности, перед нами гигантский ударный инструмент, значение которого создается в контакте со зрителем.
Новый китайский бум в артжизни Австрии напрашивается на сравнение с советским бумом конца 80-х. Однако если волна интереса к неофициальному искусству СССР сравнительно быстро иссякла, то успех китайского современного искусства, судя по тенденциям артрынка, не кажется кратковременным.
Хервиг ХЕЛЛЕР, Грац