Генпрокуратура вчера опровергла появившуюся информацию о смене следственной группы, занимающейся делом об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Как следует из официального сообщения ведомства, руководитель группы, следователь по особо важным делам Петр Гарибян и начальник управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Сергей Иванов по-прежнему
продолжают заниматься этим расследованием, просто эту группу специалистов «в связи с большим объемом работы по закреплению доказательств» укрепили еще одной бригадой следователей. Таким образом, Генпрокуратура отреагировала на развернувшийся в последние дни скандал вокруг расследования «дела Политковской», которое сначала было объявлено едва ли уже не раскрытым, а потом выяснилось, что половина подозреваемых к этому преступлению отношения не имеют.
Впрочем, какой смысл был в этом «укреплении», осталось загадкой, поскольку собственно Генпрокуратуре и нынешней следственной бригаде по «делу Политковской» осталось заниматься им всего три дня. С 7 сентября должно приступить к работе новое, фактически полностью самостоятельное ведомство --
Следственный комитет (СК) при Генпрокуратуре РФ, куда в этот же день должны быть переданы и все уголовные дела, которыми до сих пор занималась прокуратура. Конечно, большинство прокурорских следователей перейдут в новую структуру и будут заниматься там теми же делами, однако формально всеми этими расследованиями они займутся уже в новом качестве. Представителям СК надо будет принять уголовные дела от прокуратуры, потом они будут распределены между конкретными следователями, и соответственно все следственные группы будут создаваться заново уже решениями руководства СК. Впрочем, эти процессы могут оказаться и не настолько формальными. Вполне возможно, что в СК, который реально не будет зависеть от Генпрокуратуры и самого генпрокурора, будут иметь уже иное мнение относительно тактики расследования тех или иных дел и соответственно распределения их между конкретными следователями.
Стоит отметить, что нынешний скандал вокруг «дела Политковской» разгорелся на фоне все возрастающей нервозности среди прокурорских следователей. Согласно указу президента, касающемуся создания СК, следователи должны переходить из прокуратур в новую структуру через процедуру увольнения, о чем они все были уведомлены в начале августа. Однако, насколько известно, по многим следователям вопрос еще не решен, и они не знают, что их ждет и чем они будут заниматься после 7 сентября.
«Генпрокурор Юрий Чайка действительно был недоволен работой подчиненных, -- рассказал наш источник в прокуратуре. -- На основании их справок о ходе расследования убийства Анны Политковской он неделю назад официально заявил, что следствие практически уже близится к завершению и арестовано десять подозреваемых. А потом следствию пришлось освободить из-под стражи двоих подозреваемых (охранника Алексея Беркина и бывшего сотрудника оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Олега Алимова. --
Ред.). Третьего (бывшего оперативника московского УБОП Сергея Хаджикурбанова. --
Ред.) вообще непонятно за какие «заслуги» хотели притянуть, у него было железное алиби -- на момент убийства он сидел в тюрьме. Ну а когда дело дошло до ареста подполковника московского УФСБ Павла Рягузова, которого обвинили лишь в превышении полномочий и похищении человека пятилетней давности, Чайка, естественно, возмутился и вынес устный выговор своим подчиненным за некачественное расследование и поспешные выводы. После этого и было принято решение увеличить следственную группу. Уже хорошо то, что у Генпрокуратуры хватило смелости признать свои ошибки».
При этом в Генпрокуратуре не смогли разъяснить смысл этих решений в свете создания СК. «Новые следственные группы уже в СК будут созданы не только по «делу Политковской», но и по всем остальным делам, -- рассказал наш источник. -- Но это будет сделано лишь формально. Расследованием этих дел будут продолжать заниматься те же следователи, которые теперь будут служить в СК, а не в прокуратурах. Дела же тех следователей, кого не возьмут на работу в СК, будут переданы другим следователям».
При этом, по словам нашего источника, уже две недели у сотрудников прокуратуры не самое радостное настроение. «Известно, что штатное расписание СК сформировано, -- говорят в прокуратуре. -- Но до сих пор никто не назначен на новые должности, нет ни одного приказа. Мы даже не являемся исполняющими обязанности. Находимся как бы в подвешенном состоянии. Новые должности предложены пока руководящему составу, а остальные до сих пор находятся в неведении о своей дальнейшей судьбе. Это тянется уже две недели, все это время мы занимаемся бюрократией -- готовим различные отчеты о передаче дел и вещдоков в СК, проводим инвентаризацию. Вместо того чтобы заниматься прямыми обязанностями -- расследовать дела, перевозим вещи из одного здания в другое».
«Хотя все это можно было делать не впопыхах, -- считает источник. -- Говорят, что формирование штата СК может продолжиться и после 7 сентября».