Основные московские достопримечательности решено замкнуть в «
Золотое кольцо». Именно так будет называться туристско-рекреационная зона в центре российской столицы, концепция развития которой была на днях утверждена правительством города. «Золотое кольцо Москвы» предполагает грандиозные концентрированные вложения в инфраструктуру туристического бизнеса в «отдельно взятом районе», в результате чего исторический центр города значительно преобразится, а поток налоговых поступлений в казну, как рассчитывают власти, существенно возрастет.
В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» заместитель мэра Иосиф Орджоникидзе подчеркнул, что речь идет о «создании туристического суперпродукта». То есть власти отказались от постепенного и естественного приведения в порядок исторического центра, а решили сделать это по плану и быстро. В документе сроки превращения центра Москвы в «Золотое кольцо» обозначены 2020 годом, однако г-н Орджоникидзе уверен, что реально сделать это за десять лет. Ни сами власти, ни разработчики документа не скрывают, что конечный потребитель «суперпродукта» -- иностранные туристы. Причем туристов российских на сегодняшний день в Москве бывает чуть ли не в восемь раз больше, чем заграничных гостей. Но они дают на треть меньше налоговых поступлений из-за привычки к экономии и меньших трат. Так что в первую очередь именно от иностранцев ждут удвоения поступлений в столичную казну к 2010 году.
«Золотая зона» начнется и закончится Кузнецким мостом. Туда войдут Кремль, Китай-город, центральные площади (Красная, Театральная, Манежная, Боровицкая, Лубянская), храм Христа Спасителя, северное Замоскворечье, включая остров от западной стрелки Москвы-реки до Большого Москворецкого моста, территории двух древних слобод -- Кадашевской и Толмачевской. Внутри кольца намечен огромный план реставрации старых зданий. В плане больше 100 пунктов: храмы, старинные монастыри, городские усадьбы, сохранившиеся жилые и доходные дома прошлых веков, а также здания Биржи, Исторического музея, Манежа, Монетного двора, башня Китай-города и Библиотека им. Ленина.
Предполагается, что туристы будут ходить по «Золотому кольцу» пешком. Потому помимо Арбата в столице будет закрыт для автотранспорта еще 41 участок. Многие пешеходные зоны разместятся на набережных. Кроме того, для удобства осмотров и фотографирования в туристическом районе будет оборудовано 11 смотровых площадок. В первую очередь на крышах гостиницы «Москва», Гостиного двора, Третьяковской галереи и на Китайгородской стене, а впоследствии даже на зданиях «Военторга» и телеграфа.
Создание московского «туристического суперпродукта» не исчерпывается реставрацией исторических и культурных памятников и предоставления преимущества пешеходам. В проекте «Золотого кольца» присутствуют 69 объектов реконструкции и нового строительства. Особое место заняли в них так называемые многофункциональные комплексы (гостиница, ресторан, кинотеатр или фитнес-центр плюс паркинг в одном месте), которые станут костяком туристической инфраструктуры и, по замыслу авторов проекта, должны быть названы подворьями. Кроме того, для туристов планируется перебросить через водные преграды три пешеходных моста: один через Москву-реку в районе храма Христа Спасителя, два других -- через Водоотводный канал. По одному из них можно будет попасть в начало улицы Большая Якиманка, а другой сделает доступнее памятник Петру I.
Особое внимание в проекте уделено непривычному для Москвы собственно туристическому сервису. Проектировщики даже изучили опыт Парижа и Рима на предмет размещения справочных киосков для туристов и указателей на зданиях. В самых людных местах кольца будет создано 19 специальных центров экспресс-обслуживания туристов. В первую очередь в ГУМе, в комплексе «Манежная площадь», у храма Христа Спасителя, в Третьяковской галерее, у станции метро «Третьяковская» и на Васильевском спуске. Каждый такой центр будет включать бюро информации, кафе, туалеты, киоски с открытками и фотопленками.
И наконец, то, без чего никакой туризм в центре Москвы просто немыслим, -- автостоянки и паркинги. Сами авторы концепции признают, что справиться с этой задачей им до конца не удалось. Запроектировано 11,5 тысяч машиномест, а необходимо вдвое больше. Хотя архитекторы сделали все возможное: самый большой паркинг на 1680 автомобилей планируется даже построить под руслом Водоотводного канала.
В результате всех этих мер по приданию центру Москвы так называемой туристической привлекательности авторы концепции надеются на резкое увеличение платежеспособных туристов и просто любопытствующих. Если сейчас в центре ежедневно бывают 40 тысяч человек, то кольцо, по расчетам, должно привлечь втрое больше посетителей -- не менее 125 тысяч в день. Планируется, что через несколько лет Москву будут посещать около 20 миллионов туристов ежегодно, благодаря чему доходы в городской бюджет от туристического бизнеса возрастут до 2,5 миллиардов долларов в год.
По предварительным расчетам, проект оценивается в 2,3 млрд долларов. Потенциальных инвесторов столичные власти намерены привлекать своими расчетами, обещающими, что «Золотое кольцо» может окупить себя уже в течение десяти лет.