Правительство может ввести заградительные пошлины на экспорт зерна ради борьбы с инфляцией
Российское правительство продолжает рассматривать ограничительные меры по экспорту зерна, в первую очередь пшеницы,
как одну из главных мер по борьбе с инфляцией, грозящей выйти за очерченную кабинетом министров
планку в 8% годовых. Вчера на традиционном понедельничном совещании у президента министр экономического развития Герман Греф заявил, что «важно принять меры, чтобы проконтролировать рынок продовольствия, прежде всего рынок зерна». Возможно,
решение об ограничении экспорта зерна из России будет принято уже 13 сентября.
«Правительство готово к зерновой интервенции. Будем ситуацию отслеживать», -- заверил вчера президента Путина министр экономического развития. Такие заявления могут добавить нервозности на мировых рынках, где и без новых российских ограничений цены на зерно уже достигли десятилетнего максимума.
Впрочем, у российского правительства голова болит о росте цен внутри страны, а не за ее пределами. Зерновые интервенции, то есть продажа зерна из государственных запасов, должны остановить рост цен на хлеб. Их проведение входит в правительственный пакет антиинфляционных мер. Накопленная инфляция с начала года к августу уже составляет 6,6%, а по итогам года должно быть не более 8%. Причем пересматривать прогноз по инфляции правительство не намерено, подтвердил Герман Греф накануне.
Однако проведение интервенций автоматически означает введение экспортной пошлины, чтобы зерно не уходило за пределы страны в нынешних объемах. Что в свою очередь может привести к росту цен на мировых рынках, учитывая значительную долю России в мировом экспорте зерна. Уже сейчас цены на зерно побили все возможные рекорды. На Парижской бирже тонна пшеницы стоит 272 евро, а в Чикаго -- более 293 долл. На Лондонской международной бирже финансовых фьючерсов пшеница, выращенная в Евросоюзе, торгуется по цене 319 долл. за тонну.
Эксперты связывают такой небывалый рост цен с низким урожаем в Европе, Канаде и Австралии. Эти страны являются крупнейшими экспортерами зерна. Кроме того, в июне власти Украины, а это шестой по размеру экспортер зерна в мире, ввели запретительную пошлину на вывоз пшеницы. Таким образом, если Россия, которая занимает пятое место в мире по объемам экспорта, ограничит поставки зерна, цены на пшеницу могут установить новые рекорды.
Вчера же влиятельная британская газета Financial Times сообщила, что Москва может ввести частичный запрет на вывоз зерна или установить высокие, запретительные экспортные пошлины. Решение, по данным газеты, будет принято в течение первых двух недель сентября.
«Возможность ограничения экспорта есть. При Минсельхозе создана специальная рабочая группа, которая ведет консультации в этом направлении», -- подтвердил Интерфаксу президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Впрочем, полагает он, до завершения сбора урожая никаких конкретных решений приниматься не будет.
Аналитики опасаются, что введение экспортных пошлин, может быть, и скажется положительно на динамике роста цен, но минусов будет намного больше. «Мы рискуем упустить мировой рынок, где сейчас высокие, привлекательные для нашего производителя цены. Кроме того, если все зерно останется внутри страны, то мы обрушим собственный рынок», -- заявил «Времени новостей» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский.
Экспортеры, опасаясь убытков, уже сейчас заключают контракты только на сентябрь-октябрь. Введение пошлин не является форсмажорным обстоятельством, и исполнять контракты, даже себе в убыток, все равно придется. Решение о введении заградительных пошлин на экспорт зерна может быть принято 13 сентября, когда пройдет заседание межведомственной комиссии по агропромышленному рынку. «Пока ходят слухи, на рынке будет сохраняться нервозность», -- полагает г-н Павенский.