Городской суд Карабулака вчера выдал санкцию на арест 23-летнего местного жителя Илеса Долгиева, которого прокуратура и УФСБ Ингушетии подозревают в совершенном на прошлой неделе убийстве членов семьи русской учительницы Веры Драганчук и еще в целой серии диверсий. Долгиев был задержан в минувшее воскресенье, согласно официальной информации, в результате спецоперации УФСБ. В ее ходе был уничтожен еще один предполагаемый террорист -- 21-летний Апти Далаков. Однако, по мнению некоторых очевидцев, спецоперация больше походила на простое убийство и даже стала причиной конфликта местного ОМОНа и федералов, проводивших операцию.
Скандал, едва не переросший в масштабные военные действия, его участники вчера комментировать упорно отказывались, называя случившееся «оперативными мероприятиями». Однако никто не скрывал, что «мероприятия» эти не способствовали установлению мира и спокойствия в республике,
где, как признают уже и власти, по сути, идет «партизанская война». Последние полтора месяца взрывы и нападения на представителей властных структур в Ингушетии происходят чуть ли не ежедневно, и пока остается неизвестно, кто и зачем их совершает.
Согласно официальному сообщению прокуратуры, Долгиев подозревается в убийстве семьи русской учительницы Веры Драганчук. В ночь на 31 августа ее мужа Анатолия и сыновей Михаила и Дениса расстреляли в их собственном доме в Карабулаке. Вместе с Долгиевым в этом преступлении обвиняют еще одного жителя города -- Апти Далакова. Последний был застрелен при попытке задержания 2 сентября у здания бывшего детского сада «Рябинка».
По словам представителя УФСБ по Ингушетии, Далаков, «имея при себе гранату, оказал вооруженное сопротивление сотрудникам ФСБ». Как именно Далаков оказывал сопротивление, осталось, правда, непонятно -- гранату он так и не бросил. Версии произошедшего у «Рябинки» 2 сентября сильно разнятся.
Представитель УФСБ в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» заявил, что спецоперация по задержанию Далакова и Долгиева стала результатом оперативной работы.
Контрразведчики специально для этого прибыли в Карабулак из Магаса, поскольку подозревали Далакова и Долгиева не только в убийстве семьи учительницы, но и в целом ряде других преступлений -- обстрелу в ночь на 6 июля сотрудников МВД, вооруженному нападению на экипаж ГИБДД 13 августа, обстрелу 22 августа воинской колонны, убийству 24 августа двух выходцев из Дагестана, занимавшихся врачеванием, разбойному нападению 1 сентября на сотрудников транспортной милиции и т.д. Оперативники поджидали молодых людей на выходе из игрового клуба, где и попытались провести задержание. Однако Далаков побежал, а затем в его руке бойцы увидели гранату и открыли огонь на поражение.
Совсем другую версию рассказывали жители окрестных домов. Одна из работниц горадминистрации рассказала, что вчера к ним весь день шли возмущенные люди, на глазах которых силовики расстреляли стоящего на обочине парня. По их словам, люди в камуфляже сделали несколько очередей. Сначала по ногам, затем в живот и после этого, натянув на голову убитого футболку, сделали еще выстрел в голову. Затем на глазах собравшихся людей подложили к телу гранату. На выстрелы к месту происшествия прибыли бойцы ингушского ОМОНа, которые и задержали стрелявших. Противостояние силовиков дошло до того, что контрразведчики якобы вызвали бронетранспортеры, а ОМОН занял круговую оборону. Только после этого выяснилось, что отношения выясняют две силовые структуры.
В УФСБ вчера комментировать это «недоразумение» отказались, но самого факта стычки не опровергали. В МВД Ингушетии также официальных комментариев давать не стали. Только в неофициальной беседе один из милиционеров сказал, что «убивать Далакова нужды не было, в таких случаях обычно достаточно очереди по ногам». Кроме того, милиционер добавил, что, по слухам, сотрудников ФСБ омоновцы отпустили только по указанию главы МВД республики.
Прокуратура Карабулака, со своей стороны, вчера возбудила уголовное дело о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и хранении оружия. Однако комментировать озвученные УФСБ обвинения в адрес молодых людей там отказались.
Кстати, тремя днями ранее в Назрани в Насыр-Кортском округе города в ходе проведения сотрудниками Центра «Т» МВД и УФСБ оперативно-розыскных мероприятий по задержанию бандитов при схожих обстоятельствах был застрелен 17-летний Ислам Белакиев. По официальной версии, он также оказал вооруженное сопротивление и был убит ответным огнем.
Однако уполномоченный по правам человека в Республике Ингушетия Карим-Султан Кокурхаев вчера отметил, что все эти версии об уничтожении очередных террористов вызывают сильные сомнения. По его мнению, в республике становятся уже нормой ситуации, когда в людей сначала стреляют, а потом разбираются, кто они такие. По поводу уничтожения «террориста Белакиева" г-н Кокурхаев заявил: «Мальчишка торговал маслом, матери помогал, какой он террорист? Приезжают и творят, что хотят, их же не узнаешь, кто это был -- все в камуфляже, все в масках».