|
|
N°9, 21 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И на всякий случай -- Хачилаев
Дагестанские спецслужбы ищут виновных в теракте против российских солдат
Прогремевший в пятницу в Махачкале новый взрыв -- на этот раз теракт был направлен против бойцов 102-й бригады внутренних войск -- снова резко обострил ситуацию в республике. В субботу глава Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов провел с членами правительства и руководством спецслужб экстренное совещание, на котором «разгромил» работу своих подчиненных. Как заявили его помощники, глава республики «жестко указал руководителям правоохранительных органов на ослабление оперативной работы, утрату бдительности и потребовал безотлагательно» раскрыть преступление. Что касается версий, г-н Магомедов сказал, что, по его мнению, теракт явно заказной -- террористы таким образом отрабатывают полученные деньги, и «кому-то не нравится, что обстановка в Дагестане стабильна». Спецслужбы в долгу не остались и в тот же день объявили о задержании десяти подозреваемых в подрыве грузовика с солдатами. Причем одним из подозреваемых оказался герой почти всех громких политических и криминальных скандалов в Дагестане -- бывший депутат Госдумы, экс-глава Союза мусульман России Надиршах Хачилаев. В последнее время (после очередного ареста) он чаще всего представлялся как председатель регионального отделения Российского фонда мира. Впрочем, вчера следователи еще не решались прямо говорить о связи г-на Хачилаева с прогремевшим в пятницу взрывом.
К выходным следователи уже имели достоверные данные о том, что трагедия, произошедшая в пятницу около 8 вечера в Махачкале на улице Атаева, была хорошо спланированным терактом. Как установили эксперты, проезжавший грузовик с 30 солдатами 102-й бригады внутренних войск был подорван самодельной радиоуправляемой бомбой, изготовленной на основе стандартного артиллерийского 152-мм фугаса, начиненного гайками, гвоздями и шурупами. По окончательным данным, в результате теракта пять человек погибли на месте, двое скончались позже в больнице, а все остальные -- более 20 -- были ранены. Из них трое до сих пор находятся в реанимации.
Уже через несколько часов все дагестанские спецслужбы были переведены на казарменное положение, все наиболее важные объекты -- порты, вокзалы и т.д. -- взяты под охрану, а в самом городе появились бронетранспортеры. Однако расследованию теракта это не помогло. До вчерашнего вечера оперативники не исключали все возможные варианты, наиболее вероятным считая месть местных ваххабитов или чеченских боевиков, -- 102-я бригада, дислоцированная в Махачкале, принимала активное участие в боях как в Чечне, так и в Новолакском районе в 1999 году.
Что касается объявления о десяти подозреваемых, то вчера они таковыми и оставались. По имеющимся сведениям, спецслужбы просто задержали тех, кто, по оперативным данным, в последнее время поддерживал связи с сепаратистами. Причем проверяют их на причастность не только к пятничному взрыву, но и к пяти другим терактам (тогда обошлось, к счастью, без жертв), совершенным в Махачкале за последние два месяца: подрывам 8, 13 декабря и 13 января машин у зданий комендатуры, прокуратуры и МВД республики. Таким "рядовым" подозреваемым оказался и Хачилаев; правда, ему, не повезло больше всех. При обыске в трехэтажном особняке одиозного политика сыщики изъяли хранившиеся без разрешения пистолет Стечкина, три ружья и массу боеприпасов. Лежал этот арсенал у Хачилаева на самом видном месте -- в стеклянном шкафу в гостиной. Еще со времен депутатства политик пользовался в республике "особым" положением и обысков не опасался.
Александр РАСКИН