Дело ЮКОСа приобретает транснациональный характер. Весной
участником процесса стала крупнейшая аудиторская компания PricewaterhouseCoopers, а на прошлой неделе в него оказалась втянута одна из самых больших нефтяных компаний мира -- Chevron. Как стало известно в минувшую пятницу, окружной суд Сан-Франциско обязал американскую корпорацию предоставить адвокатам экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского результаты аудита финансовой и хозяйственной деятельности его компании за 2003 год. Этот доклад (due diligence) был сделан специалистам
Chevron в рамках переговоров о покупке блокирующего пакета ЮКОСа. Наличие этого документа дает повод адвокатам г-на Ходорковского говорить о невиновности их подзащитного, а бывшим владельцам и акционерам компании -- пробудить погасший интерес к этому делу.
Информацию о том, что Chevron собирается выкупить 25% акций ЮКОСа, распространили британские СМИ в середине 2003 года. Официально Chevron и ЮКОС во весь голос отрицали факт переговоров. По данным иностранных СМИ, американская компания претендовала на блокирующий пакет не только самого ЮКОСа, но и объединенной корпорации «ЮКОС Сибнефть», которую планировали создать Михаил Ходорковский и тогдашний владелец «Сибнефти» Роман Абрамович. Сумма сделки в первом случае могла составить 6,5 млрд долл., во втором -- 11 млрд долл. Но уже осенью 2003 года Михаил Ходорковский был арестован, сделка с «Сибнефтью» так и не свершилась, и речь о покупке Chevron доли в ЮКОСе уже не шла.
Теперь выясняется, что Chevron вела переговоры о сделке уже не с г-ном Ходорковским, а его преемником Семеном Кукесом. «Chevron была полностью удовлетворена результатами due diligence и продолжала переговоры о слиянии даже после ареста Михаила Ходорковского. Это означает, что в ходе изучения деятельности ЮКОСа проверяющие из Chevron не обнаружили ничего противозаконного, не говоря уже о хищениях всей нефти ЮКОСа и отмывании средств от ее продажи, в чем моего клиента обвиняют сейчас, -- заявил адвокат Ходорковского Роберт Амстердам. -- Chevron пришла к выводу, что работа российской компании находится в рамках закона и соответствует западным стандартам ведения бизнеса».
Насколько серьезным аргументом может стать этот документ в суде, сказать сложно. Ведь тогда для американской компании был важен выход на российский рынок, а не организация бизнеса Ходорковского. (Недаром в этом году Chevron признавалась, что хочет участвовать в аукционах уже по распродаже активов ЮКОСа.) Да и в итоге Chevron, получив такое положительное, как говорят адвокаты, заключение, не стала заключать сделку по покупке ЮКОСа.
Сейчас в разных европейских судах идут разбирательства о правомерности действия российских властей при банкротстве ЮКОСа. В частности, в Страсбургском суде по правам человека до сих пор рассматривается дело, инициированное адвокатами ЮКОСа, о легальности банкротства компании. Этим летом в Стокгольмский суд обратились пять испанских фондов с иском о возмещении Россией убытков, причиненных в результате конфискации имущества ЮКОСа. Кроме того, в арбитражном суде Амстердама сейчас слушается сразу несколько дел, связанных с правами на зарубежные активы бывшей компании Михаила Ходорковского: правозащитники акционеров ЮКОСа в формировании своей позиции исходят из постулата о «притворном характере» банкротства. Справедливости ради стоит сказать, что рассмотрение дел проходит в судах очень медленно. Судьи предпочитают либо переносить заседания, либо выносить нейтральные решения. Так что победа в одном из них дает акционерам повод раздуть с новой силой скандал с делом ЮКОСа и угрожать подпортить деловую репутацию многим известным иностранным компаниям.