Время новостей
     N°158, 03 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2007
Пожать руку диктатору
Беназир Бхутто возвращается в Пакистан
Лидер оппозиционной Пакистанской народной партии (ПНП) и экс-премьер Беназир Бхутто ведет переговоры с президентом Пакистана генералом Первезом Мушаррафом о возвращении на родину в качестве главы правительства. Об этом 54-летний политик объявила в субботу на пресс-конференции в Лондоне, стоя в окружении соратников по своей партии. Пока консультации с президентом, проходящие через его эмиссара в британской столице, «оказались успешны на 80%». Однако г-жа Бхутто все равно вернется домой «очень скоро» -- дату ПНП озвучит 14 сентября «на земле Пакистана».

И тогда уже с 15 сентября можно будет ожидать проведения выборов президента этой страны, избираемого обеими палатами парламента и провинциальными законодательными собраниями, в которых весьма сильны позиции ПНП. Кандидат пока один -- 64-летний Мушарраф. Он пришел к власти в 1999 году в результате бескровного переворота, стоившего поста тогдашнему премьеру Навазу Шарифу. В итоге правящая «Пакистанская мусульманская лига» (ПМЛ) раскололась на две одноименные партии -- пропрезидентскую имени основателя Пакистана Мухаммада Али Джинны и другую, поддерживающую свергнутого Шарифа. За выборами главы государства должны последовать и выборы в парламент.

По словам Беназир Бхутто, цель ее контактов с нынешним режимом -- возвращение в страну демократии: «Диктатура чревата экстремизмом и терроризмом, а мы хотим, чтобы в Пакистане их не было. Союз с президентом необходим, иначе он может проиграть грядущие выборы, и к власти придут экстремисты. Пришло время объединить усилия всех стоящих на умеренных позициях». Однако Мушарраф пока не готов удовлетворить принципиальные требования экс-премьера: отказаться от поста верховного главнокомандующего (что он обещал еще в 2003 году), от права на роспуск правительства и парламента, а также от уголовного преследования лиц, занимавших руководящие посты в государстве в 1980--1990 годах.

Г-жа Бхутто, дочь повешенного в 1979 году по сфабрикованному обвинению премьера Зульфикара Али Бхутто, занимала кресло отца дважды -- в 1988--1990 и в 1993--1996 годах, став первым премьером-женщиной в исламской стране. После смещения с должности ее по обвинению в коррупции неоднократно подвергали заключению, а ее муж Азиф Али Зардари восемь лет отсидел в тюрьме до освобождения под залог в 2004-м. Супруга, отвергнув все нападки как «политически мотивированные», покинула родину в 1999-м почти одновременно с Навазом Шарифом. Того приговорили к пожизненному заключению, но отпустили, взяв обещание не заниматься политической деятельностью в течение десяти лет.

В 2002 году Мушарраф запретил Бхутто и Шарифу баллотироваться на выборах, заметив, что не позволит вернуть им «хоть сколько-нибудь власти». Однако с тех пор его собственные политические позиции подверглись серьезным испытаниям, особенно после разгрома в июле исламских экстремистов, захвативших Красную мечеть в столице Исламабаде. Две недели назад Верховный суд, возглавляемый противником президента Мухаммадом Ифтихаром Чоудри, разрешил Шарифу вернуться в Пакистан. Экс-премьер намерен сделать это уже 10 сентября -- «для участия в выборах». Комментируя попытки Мушаррафа искать соглашения о разделе власти с Бхутто, 57-летний Шариф сказал, что «было бы досадно, если оно будет достигнуто»: «Я не согласен с г-жой Бхутто, решившей пожать руку диктатору, она дала мне слово, а теперь его нарушает».

«Соглашение между Мушаррафом и Бхутто может быть достигнуто. Но это не тема публичного обсуждения, особенно для Беназир, поскольку огласка может ослабить ее электоральные возможности, -- сказал «Времени новостей» заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Вячеслав Белокреницкий. -- Договоренность может быть такая, что депутаты от ПНП при избрании президента воздержатся, что по закону на итоги голосования не повлияет». Лидер пропрезидентской ПМЛ Чоудри Шуджаат Хусейн сообщил вчера, что Мушарраф, несмотря на советы некоторых своих приближенных, парламент не распустит и, видимо, снимет военную форму, но только после переизбрания президентом на последующие пять лет.

Александр САМОХОТКИН