|
|
N°158, 03 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Паганини -- герой масскульта
На Красной площади выступили топ-скрипачи мира
Классическая музыка на соборном месте -- в таком формате скрипка дебютировала на главной площади страны. Проект под названием «Шедевры скрипичного искусства на Красной площади» рисковый и бескомпромиссный: все-таки скрипка -- инструмент естественный в рамках концертного зала, а не улицы, где ее голос, несмотря на все усиления-приближения, может быть не расслышан толпой. Однако концерт такое опасение опроверг. Его идея -- собрать в знаковом месте топ-скрипачей мира, где главной приманкой для нас стоит Максим Венгеров, рекламирующий по соседству с Красной площадью в другом топ-ансамбле часы Rolex, -- оказалась успешной не только в зародыше. Выходя друг за другом на сцену, музыканты убеждали, что с помощью современных коммуникаций любое, даже очень тихое послание, может стать полноценным публичным событием.
Самый изысканный и самый дорогой (учитывая мировую репутацию брендов, вроде Амати, Гварнери и Страдивари) музыкальный инструмент не растворился в холодном вечернем воздухе и не всегда управляемой и очень стройной массе (Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева), а царил, владея замерзающей, но стойкой публикой. Музыканты, приглашенные Фондом инвестиционных программ создавать медийный образ скрипичного искусства, обладали для этого как авторитетом, так и убежденностью в том, что они делают. И один из лучших скрипачей мира Пинхас Цукерман с его сорокалетним концертным стажем, и молодые музыканты -- американцы Джошуа Белл и Хилари Ханн, россиянки Алена Баева и единственная среди выступающих виолончелистка Нина Котова -- владели вниманием толпы так, что даже куранты, бьющие каждые четверть часа, и салют по случаю Дня города, прогремевший сразу за последним номером, воспринимались частью драматургии вечера.
Состоял концерт не только из хитов вроде фантазии на темы «Кармен» Ваксмана (ее азартным исполнением открыла вечер Алена Баева) или интродукцией и рондо каприччиозо Сен-Санса (блестящая игра Джошуа Белла вызвала взрыв восторга), но и из сложных, негромких и неэффектных сочинений, которым необходимо сосредоточенное внимание вроде Двойного скрипичного концерта И.-С. Баха (Хилари Ханн и Пинхас Цукерман), поэмы Шоссона (Хилари Ханн) или «Цыганки» Равеля (Джошуа Белл), открывающейся продолжительным медленным соло. И эти не бившие наотмашь номера благодаря способности музыкантов концентрироваться в любых обстоятельствах создавали между звуками и публикой натяжение не меньшее, чем финал популярного концерта Чайковского, который исполнил необъявленный Сергей Стадлер вместо ожидаемого Максима Венгерова, что появился на вечере только в качестве дирижера. Это понятно: при нынешнем традиционно раннем старте, когда музыкант начинает осваивать инструмент почти в грудном возрасте, незамедлительно дебютируя на сцене калибра Карнеги-холла, 32 года -- уже тот момент, когда освоено практически все и пора начинать что-то новое. Дирижирование -- самое очевидное занятие. Современный музыкант, даже скрипач, -- вовсе не эзотерик, понимающий только про концерты и диски, а сверхчеловек -- герой, красавец, спортсмен и победитель в многоборье, куда включены кроме скрипки и выступления с джаз- и рок-звездами уровня Уинстона Марсалиса и Стинга, и съемки в фильмах с актерами уровня Мерил Стрип, и выступления в ток-шоу на телеканалах, и присутствие в рейтингах самых красивых (богатых, успешных, перспективных) людей, устраиваемых крупными западными конечно же неспециальными журналами. Выступать на престижных площадках с серьезными музыкантами -- этим уже никого не удивишь, это только старт, который сегодня проходят в детском возрасте.
Концерт был посвящен 225-летию легендарного скрипача Николо Паганини, совершившего исторический прорыв: из домашнего инструмента скрипка превратилась в концертный. Выступление скрипачей на Красной площади тоже прорыв, меняющий образ скрипки -- уже не концертного инструмента, а инструмента масскульта.
Марина БОРИСОВА