Потерпев неудачу в попытках найти стратегического инвестора для убыточной национальной
авиакомпании Alitalia, итальянское правительство склоняется к идее привлечь необходимые ей средства через размещение ее ценных бумаг на бирже.
Председатель совета директоров Alitalia Маурицио Прато вчера внес на рассмотрение совета предложение о допэмиссии акций компании на сумму до 1,5 млрд евро. Итальянское правительство -- крупнейший акционер Alitalia, контролирующий 49,9% ее акций, судя по неофициальной информации, просочившейся в местную прессу, поддерживает эту идею, хотя допэмиссия размоет госпакет Alitalia, уменьшив его вдвое. Аналитики, правда, сомневаются, что хронически убыточная Alitalia сможет разместить на рынке допэмиссию такого размера. Те ее акции, которые уже обращаются на рынке, не пользуются особым спросом. Вчера, после объявления о возможной допэмиссии, их котировки упали еще на 2,2%.
К идее привлечь финансы этим путем руководство Alitalia и правительство страны обратились после провала попытки продать госпакет акций компании. Приватизационный конкурс по Alitalia продолжался с марта по июнь этого года. На заключительном этапе конкурса среди претендентов фигурировал российский «Аэрофлот». Однако в итоге российская компания, как и два других «финалиста» конкурса, в конечном итоге отказались от борьбы, сочтя требования итальянского правительства завышенными.
Провал конкурса среди прочего предопределил отставку председателя совета директоров Alitalia Барардино Либонати, покинувшего свой пост 31 июля. Его преемник Маурицио Прато предлагает вывести Alitalia из кризиса за счет 1,5-миллиардной (в евро) допэмиссии, которая по размеру превысит весь нынешний уставный капитал компании (1,297 млрд евро). Недавно в итальянской прессе появились сообщения, что один из бывших участников приватизационного конкурса -- американская инвестиционная компания TPG -- сохранила якобы интерес к покупке акций Alitalia. 21 августа пресс-служба Alitalia выпустила «разъяснение» по этому поводу. В нем сказано, что авиакомпания получила телефонный звонок с предложением на этот счет и что переговоры будут продолжены, однако имя потенциального покупателя не названо.
Эксперты сомневаются, что Alitalia сумеет разместить на рынке допэмиссию. В 2005 году Alitalia уже прибегла к такому способу привлечения финансовых средств, но не сумела реализовать весь объем объявленной эмиссии, при том, что половину ее оплатило тогда итальянское правительство. Сейчас согласно распоряжению Еврокомиссии правительство лишено права делать новые бюджетные вливания в авиакомпанию.
По сведениям профсоюзов, помимо чисто финансовых мер г-н Прато предложил совету директоров программу реструктуризации, предусматривающую, в частности, сокращение 1000 рабочих мест (сейчас в компании 18 тыс. сотрудников). По этому поводу пресс-служба Alitalia выпустила 29 августа еще одно «разъяснение», указав, что сокращения действительно обсуждаются, но их масштабы еще не определены.