Внеочередное собрание акционеров «Русснефти», назначенное на вчерашний день для избрания президента компании, не состоялось из-за отсутствия кворума. Об этом «Времени новостей» сообщил пресс-секретарь компании Эдуард Саркисов. Почему не пришли акционеры, он не сообщил и от комментариев отказался. Очевидно, что находящаяся в процессе продажи компания временно осталась без власти: бывшие владельцы -- структуры экс-президента Михаила Гуцериева и его родственников -- не имеют возможности и не видят смысла в назначении нового президента, а будущие, представляющие интересы «Базового элемента», не успели оформить права собственности, так как акции «Русснефти» арестованы. Как бы то ни было, сделка по продаже компании вряд ли может уже стать обратимой. Вопрос лишь в том, кому она достанется: «Базэлу» или некой «третьей силе», которая, как считают, пытается помешать сделке Михаила Гуцериева и Олега Дерипаски и может представлять интересы высших органов государственной «Роснефти».
Как известно, г-н Гуцериев покинул свой пост месяц назад из-за обвинений, выдвинутых следственными органами, а на днях
Тверской суд Москвы выдал санкцию на его арест. Бывшего главу «Русснефти» объявили в международный розыск, так как предположительно он находится в Лондоне. Параллельно в судах находится ряд исков от налоговиков, которые обвиняют фирмы, владеющие или владевшие акциями «Русснефти», в неуплате налогов, причем обвинение строится на основании статьи Налогового кодекса, позволяющей государству конфисковать бумаги. При этом сами акции «Русснефти» в рамках исков арестованы (часть из них -- дважды).
Силовики активизировались после того, как стало известно, что г-н Гуцериев решил продать компанию структурам «Базэла». Сумма сделки не называлась, но, как утверждали различные источники, она может составлять около 6 млрд долл. с учетом налоговых претензий. Два источника «Времени новостей», знакомых с процессом переговоров и представляющих обе стороны, утверждают, что де-факто продажа состоялась: твердая договоренность есть, договор заключен, подписи на нем стоят, первые расчеты прошли (их сумму они называть не захотели, но на рынке говорят примерно о 3 млрд долл.). Планировалось, что к 30 августа, дню внеочередного собрания акционеров, «Базэл» станет владельцем бумаг и назначит своего президента «Русснефти». «Естественно, никакой Олег Гордеев (нынешний и.о. президента «Русснефти», которого выдвинули на этот пост прежние акционеры. --
Ред.) нам не нужен», -- заявил вчера «Времени новостей» источник, близкий к «Базовому элементу». По его словам, как только юридически будет возможно, компания г-на Дерипаски намерена стать собственником «Русснефти» и сразу же инициировать собрание акционеров для назначения президента и избрания нового состава совета директоров. На 30 августа собрание было назначено потому, что так требует устав компании, сообщил г-н Саркисов.
Однако сейчас она не торопится это делать. Официальная версия -- потому что акции арестованы и нет разрешения ФАС на сделку. В антимонопольный орган компания уже направляла письмо с просьбой одобрить сделку, но служба не сочла ее официальным ходатайством, а потому не предприняла никаких действий. Пока, как заявили «Времени новостей» в ФАС, с просьбой о выдаче разрешения на покупку акций «Русснефти» больше никто не обращался. Почему «Базэл» занял выжидательную позицию, неизвестно.
При этом от покупки структуры г-на Дерипаски не отказываются. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что несколько судебных заседаний по иску налоговиков к фирмам -- держателям акций «Русснефти» на днях было отложено на месяц-полтора. Ведь в случае успешного завершения сделки с г-ном Дерипаской иски можно было бы нивелировать -- попросту заплатить сумму претензий, и тогда у суда не будет оснований отказать как минимум в снятии ареста с акций. Возможно, не исключил источник «Времени новостей» на нефтяном рынке, г-н Гуцериев, получивший первый платеж, может использовать его как раз на эти цели.
Впрочем, так называемая "третья сторона" может помешать этому процессу, рассуждает источник газеты, -- она может легко найти новые основания для ареста и попытаться ускорить процедуру рассмотрения дела в судах.