|
|
N°9, 21 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Упасть -- и подняться на пьедестал
Наши фигуристы побеждают даже с явными ошибками
Восемь медалей: три золотые, две серебряные и три бронзовые -- завоевали российские фигуристы на чемпионате Европы по фигурному катанию в Лозанне. К двум наградам в парном катании золотую и бронзовую медали добавили «одиночники» Алексей Ягудин и Александр Абт, «бронзу» -- танцевальный дуэт Ирина Лобачева -- Илья Авербух, а российские фигуристки Мария Бутырская, Ирина Слуцкая и Виктория Волчкова, как и предполагали, заняли весь пьедестал.
Из трех российских танцевальных дуэтов до финиша соревнований дошли только два. Дебютанты европейского первенства Татьяна Романюта и Даниил Баранцев, к сожалению, вынуждены были сняться из-за болезни партнера. Дело в том, что «осенняя» по московским меркам швейцарская погода при полном отсутствии снега и плюсовой температуре оказалась довольно коварной. Как объяснили местные журналисты, Женевское озеро, на берегу которого расположена Лозанна, сыграло со многими злую шутку. Повышенная влажность и промозглый ветер при кажущейся «теплоте» зачастую приводят к простудным заболеваниям, что и произошло с российскими участниками чемпионата. Тотьмянина слегла с высокой температурой, у Баранцева -- ангина, а Авербух на пресс-конференции кашлял так, что журналисты вздрагивали.
Однако отодвинем субъективные факторы в сторону. Ни простуда, ни гематома, которую Илья Авербух заработал во время тренировки за несколько дней до чемпионата, сильно ударившись головой о лед, не помешали россиянам подняться на третью ступень пьедестала. Почему в состязаниях танцевальных пар места распределились именно так (первыми стали французы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, вторыми -- итальянцы Барбара Фузар Поли и Маурицио Маргальо), оставим на совести судей. Нет резона сомневаться в их компетентности. Хотя симптоматично и то, что решения судей часто не совпадают с мнением зрителей. На нынешнем чемпионате подобное уже случалось не раз.
Прежде всего, странной назвали журналисты ситуацию в мужском одиночном катании. Почему Алексей Ягудин, сорвавший 6 из 11 заявленных прыжков (в том числе и анонсируемый им каскад из четверного «лутца», тройного «тулупа» и тройного «ритбергера»), тем не менее стал чемпионом Европы? А вышедший вслед за ним Александр Абт, который откатался так, как никогда еще за всю свою спортивную карьеру, -- чисто, без помарок, остался вторым? Безусловно, ягудинский «Человек в железной маске» по артистичности намного превосходил несколько механическое катание Абта. Но сорванные прыжки нанесли сильный удар самому спортсмену, развеяв миф о всемогуществе психолога, на которого Алексей слишком понадеялся. Хотя, скорее всего, Ягудин расслабился и переоценил себя потому, что в Лозанну не приехал Плющенко. «Накинулись на мальчика? Есть повод для разговоров? -- спросила на следующий день тренер фигуриста Татьяна Тарасова и, не дожидаясь ответа, укорила: -- Накинулись...». Сам же Алексей, судя по выражению лица, с которым он наблюдал за катанием Абта, своей золотой медали был не слишком рад.
Но вернемся к танцевальным дуэтам. Ситуация в этом виде фигурного катания сегодня такова, что есть несколько сильных и равных по мастерству пар. Определить, какая из них сильнее и лучше, можно только в данном месте и в данное время. На нынешнем чемпионате выиграли Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. Если бы присуждали награды за волю к победе, то французы, безусловно, заслуживают ее. Хотя бы потому судьба Марины внушает глубокое уважение. Несколько лет назад Анисина каталась в Москве у тренера Натальи Линичук в паре с Ильей Авербухом. Когда он женился на Ирине Лобачевой, Анисина осталась одна. Несколько месяцев тренировалась без партнера, хотела вовсе из спорта уходить. Но затем от отчаяния отважилась написать письмо во Францию Гвендалю Пейзера, предварительно просмотрев горы видеокассет с выступлениями зарубежных фигуристов. На ответ не надеялась, но Пейзера согласился. С 1998 года русско-французский тандем вошел в тройку лидеров среди танцевальных пар. В 2000 году Анисина--Пейзера стали чемпионами мира и Европы и теперь, спустя два года, повторили успех на континентальном первенстве.
После двух обязательных танцев они делили первое место с итальянцами. Исход противостояния решила произвольная программа французов Liberta на музыку Жан-Клода Пети и Энио Морриконе, которая сопровождалась речью Мартина Лютера Кинга, произнесенной им в Вашингтоне в 1963 году. Идея оригинальная и, наверняка, придется по вкусу американцам. Фигуристы сделали ставку на свои «коронки» -- элементы, которые исполняли и исполняют только они. Программа производит впечатление монументальной. Но кто-то справедливо заметил, что программа танцоров считается удачной, если каждый отдельный эпизод выглядит как картина. Программа Анисиной и Пейзера как раз и является своего рода картинной галереей на льду. Единственное, в чем можно увидеть минус, -- повторения элементов, которые стали визитной карточкой фигуристов.
Произвольная программа россиян перекликается в чем-то с французской идеей. Та же американская тема -- недавние взрывы в Нью-Йорке. Правда, Илья Авербух не склонен трактовать смысл программы так узко. «Посредством танца мы попытались рассказать о вечной теме -- добре и зле, -- пояснил он. -- Главным для нас было взволновать публику, заставить ее сопереживать, и это получилось. Зрители встали, когда мы закончили выступать, и это лучшая награда для нас. Каждый увидел в нашем танце свое: кто-то заплаканные лица людей в Нью-Йорке, кто-то страшное зрелище -- рушившиеся дома на Каширке. В техническом плане мы постарались отойти от всего, что было раньше и изобрести что-то новое».
По мнению Ильи, по тому же пути пошли и итальянцы, взяв музыку Глории Гейнор I Will Survive. Но нынешняя их программа проигрывает по сравнению с предыдущими. Кстати, хореографом ее была Людмила Власова -- супруга танцора Александра Годунова, ныне живущая в Париже. В качестве консультанта помощь спортсменам оказывает и Татьяна Тарасова. Но у нее есть и другая пара -- канадцы Ши Линн Бурн и Виктор Краатц, которым теперь она уделяет значительно больше времени.
Завершился чемпионат выступлением «одиночниц». И в этом виде фигурного катания все места на пьедестале россиянки разыграли между собой. Неожиданно для многих после короткой программы лидерство захватила Мария Бутырская, которая в итоге и стала чемпионкой, показав новую произвольную программу на музыку Альфреда Шнитке к кинофильму «Сказка странствий». «Мы не стали подстраиваться под Америку и сделали программу на музыку, которая в детстве взволновала меня. Это грустный фильм-сказка, мне он очень нравится. Да и короткую программу я катаю под музыку Исаака Шварца».
Катание Бутырской на этом турнире нельзя назвать чемпионским, она сорвала тройной «лутц» и тройной «тулуп», но затем повторила эти прыжки в каскаде. Однако и Ирина Слуцкая, выступавшая до нее, и Виктория Волчкова, стартовавшая после Бутырской, откатали программы небезупречно. «Но не стоит делать трагедию из второго места, -- сказала вице-чемпионка Ирина Слуцкая. -- Спорт -- это еще не вся жизнь. И на этом она не заканчивается».
Ольга ЕРМОЛИНА, Лозанна