К громким убийствам экс-сотрудника ФСБ
Александра Литвиненко, журналистов
Анны Политковской и Владислава Листьева, депутатов Госдумы
Сергея Юшенкова и Владимира
Головлева самое прямое отношение имеет скрывающийся в Лондоне Борис Березовский. Об этом вчера, выступая перед представителями британских СМИ, в очередной раз заявил российский бизнесмен Андрей Луговой.
Пообщаться с г-ном Луговым, которого Королевская прокурорская служба (КПС)
Великобритании обвиняет в убийстве Литвиненко, английские журналисты мечтали давно. Однако посещать Лондон в ближайшее время Андрей Луговой по собственно инициативе не намерен. Общение состоялось при помощи телемоста из студии радиостанции «Эхо Москвы», где вместе с Луговым находился Дмитрий Ковтун, который проходит по загадочному «полониевому делу» свидетелем. Представители британской прессы собрались в лондонском бюро РИА Новости (примечательно, что в некоторых путеводителях по британской столице это место, где и в советское время находилось бюро АПН, значится как бывшая "база КГБ").
Собственно, ничего нового гг. Луговой и Ковтун не сообщили, слово в слово повторив заявления и обвинения,
сделанные ими два месяца назад во время своего первого масштабного выступления перед журналистами. Помимо очередных выпадов в адрес Бориса Березовского, Андрей Луговой снова заявил, что Литвиненко не убивал, а все «бездоказательные обвинения» назвал «заговором с целью опорочить российские спецслужбы».
Первый вопрос от британских журналистов у бизнесмена Лугового вызвал ироничную улыбку. Представитель газеты Independent в лоб поинтересовался, убивал ли Луговой бывшего сотрудника ФСБ. «Я со всей определенностью, с открытыми глазами заявляю: я не убивал Литвиненко», -- эмоционально ответил бизнесмен и добавил, что в смерти офицера спецслужб до сих пор остается много вопросов. В обвинении против него самого, по словам бизнесмена, явно усматриваются политические мотивы.
«Все очень просто и понятно, -- считает г-н Луговой. -- Меня называли агентом КГБ, ФСБ, хотя я никогда там не работал, а работал в Федеральной службе разведки (какую именно спецслужбу имел в виду г-н Луговой осталось неясно -- Федеральной службы разведки не существует, имеется Служба внешней разведки, но ранее появлялась информация, что он работал в Федеральной службе охраны. --
Ред.). Нужно было через меня бросить тень на российские спецслужбы».
При этом никаких доказательств его вины в смерти Литвиненко или улик, по мнению Лугового, у силовиков Великобритании нет, а все происходящее -- «шоу-программа, ложь, инспирированная совместно высшим руководством Британии со спецслужбами».
Вдохновителями же этой кампании, по мнению г-на Лугового, являются Борис Березовский и глава пиар-агентства «Бэллпотинджер» лорд Белл, нанятый опальным олигархом. Березовский несколько лет пользовался услугами экс-сотрудника ФСБ Литвиненко, содержал его на довольствии, а потом, утверждает г-н Луговой, между ними якобы произошел конфликт.
Кроме организации убийства экс-сотрудника ФСБ, по подозрениям Лугового, политбеженец Березовский может быть причастен еще и к смерти Анны Политковской, Владислава Листьева, депутатов Госдумы Сергея Юшенкова и Владимира Головлева. Кроме того, Березовский якобы мог планировать убийство покинувшей Россию журналистки Елены Трегубовой. «Совершенно очевидно, кому выгодны все эти убийства, и они имеют, думаю, самое прямое отношение к Березовскому», -- подчеркнул он.
Несколько раз г-н Луговой повторил и то, что ехать в Англию (об этом британские журналисты спрашивали его три раза) и отдавать себя в руки британскому правосудию он не намерен, так как заранее знает результат. Он уверен, что в Лондоне в объективном расследовании дела никто не заинтересован. «Литвиненко числился кадровым сотрудником британских спецслужб и находился в тяжелой материальной зависимости от Березовского, при этом обладал способностью совать нос куда не надо», -- еще раз обозначил свое отношение к этому делу г-н Луговой, добавив, что «Саша» скорее всего стал жертвой отравления полонием либо по неосторожности, либо был отравлен кем-то из своего окружения.
Предприниматель Дмитрий Ковтун вчера, как и прежде, был менее многословен. Зато он имел много вопросов к представителям британской прессы, предлагая им задуматься над различными подробностями дела.
Ковтун отметил, что ход расследования убийства Литвиненко, по которому проходит свидетелем, мешает его бизнесу. Как выяснилось, не так давно Германия лишила г-на Ковтуна вида на жительство, а местные правоохранительные органы завели против него уголовное дело. Какие конкретно обвинения выдвинуты против него, Дмитрий Ковтун не уточнил, сказав, что к материалам дела защитник российского предпринимателя не допущен. Формально этот шаг германских властей не связан с уголовным делом по факту смерти бывшего сотрудника ФСБ. Тем не менее г-н Ковтун отметил, что недоверие к нему германских властей появилось сразу после скандала с полонием.
Представитель прокуратуры Гамбурга старший прокурор Рудигер Баагер вчера так прокомментировал выступление г-на Ковтуна корреспонденту портала «Избранное»: «Гамбургская прокуратура продолжает уголовное дело по обвинению господина Ковтуна в нарушении правил обращения с радиоактивными материалами (распространении полония-210), начатое сразу же после смерти Александра Литвиненко. Адвокат господина Ковтуна обращался с ходатайством допустить его к ознакомлению с материалами следствия. Ему было отказано, поскольку пока прокуратура считает это нецелесообразным. Адвокат господина Ковтуна и он сам ставят условием для его прибытия на допрос в Гамбург предоставление гарантии свободы передвижения. Такую гарантию прокуратура может предоставить лишь свидетелю по делу, но не подозреваемому».
В завершение выступления Луговой упрекнул британских журналистов в том, что они
не провели расследование по его заявлениям о якобы продаже британского гражданства как «тряпок ширпотреба» и о причастности английской разведки к убийству Литвиненко. Также Луговой заявил, что британские журналисты дискредитируют образ России и лично его имидж за рубежом.
Примечательно, что накануне пресс-конференции и.о. главы Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин в своем выступлении отметил, что Генпрокуратура пока не получила документов от британской стороны с доказательствами вины предпринимателя Андрея Лугового, а все британские улики страдают неточностями и неубедительностью. Говоря о ходе российского расследования убийства в Лондоне Литвиненко, г-н Бастрыкин пояснил, что «выполнен большой объем следственных действий, но приблизиться к истине, кто совершил это преступление, пока не удалось».