|
|
N°157, 31 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марионетки бьют в барабаны
В Москве впервые выступил кукольный театр из Южной Кореи
Европейские зрители увидели Hunday Puppet Theatre год назад, на Эдинбургском фестивале. Чтобы участвовать в нем, кукольный театр, существующий более сорока лет, впервые выехал из Кореи.
Хотя труппа эта известна у нас только специалистам, кукол, сделанных основателем и директором Hunday Puppet Theatre Чо Йонгом, помнят все любители спорта. Он автор двух олимпийских талисманов: орленка Сэма Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984) и тигренка Хо-дори Олимпийских игр в Сеуле (1988).
Выстроив свой театр, Чо Йонг все время экспериментировал: то восстанавливал традиционные кукольные спектакли, то создавал со своими «маленькими актерами» детские телепередачи, то устраивал с ними концерты поп-звезд.
Дабы публика твердо усвоила, что Чо Йогн и его актеры могут сделать с куклами все что угодно, мастер показал спектакль «Корейская фантазия» -- музыкальное представление, чем-то напоминающее «Необыкновенный концерт» Сергея Образцова и объединивший традиционные и современные номера. Правда, его ведущий был не таким величественным, как наш Аркадий Апломбов. Смешной старичок в серой шапке, чем-то похожий на нашего почтальона Печкина, нападал на девушку, которая показывала таблички с переводом его слов, и хотел как можно больше говорить со зрителями. Но вот беда -- в самый разгар беседы из-за кулис появлялась какая-нибудь «знойная красотка» и уводила за собой ведущего.
Концерт начался с современной программы, в которой куклы виртуозно исполняли танцевальные и вокальные номера. Управлявшие ими артисты демонстрировали чудеса техники: куклы «теряли» головы и руки, а потом снова их находили. Изящная балерина, закончив свой номер, скинула платье, оставшись в белых панталончиках. Одетый в пеструю куртку шимпанзе под фонограмму Элвиса Пресли имитировал манеру этого певца. А пока под Танец с саблями Хачатуряна танцевало в темноте шесть факелов разных цветов, то сбиваясь в кучу, то снова разлетаясь по сцене, зрители пытались угадать, сколько артистов участвует в этом номере.
Но интереснее всего оказались фрагменты традиционных представлений, которые приберегли напоследок. (В любом из них немало танцевальных и музыкальных номеров, отлично годящихся для концерта.) Оказалось, что корейские актеры в отличие от большинства их коллег по традиционному искусству не нуждаются в специальном пространстве. Роль задников и декораций в их театре играют огромные разрисованные веера, которые можно раскинуть где угодно, даже на площади. Театр привез в Москву несколько разновидностей традиционных кукол высотой примерно в половину человеческого роста. Знакомых нам марионеток, еще один их тип с усложненной системой управления: один кукольник работает с корпусом, два других специальными стержнями двигают руки. И кукол, которые ходят вместе с артистом (их ножки крепятся к его ногам, а руки двигаются длинными, жесткими стержнями).
Ходячие куклы показали танцы барабанщиков и барабанщиц. Их фигурки, одетые в разноцветные куртки и штаны, под пронзительные звуки старинных корейских мелодий то выстраивались в ряд, то рассыпались в броуновском движении. Артисты так предельно точно имитировали движения их рук, что казалось, куклы сами играют на двусторонних барабанах джанджу, гонгах разных размеров и прочих ударных, задавая музыкальный ритм. Марионетки, которых три работающих с ними артиста водили бережно и почтительно, как королев, исполнили танец с веерами. Они кружились, а пестрые веера, двигаясь в их руках, рисовали немыслимое кружево, и казалось, что ожила прекрасная древняя миниатюра, или кадры одного из корейских исторических триллеров вдруг превратили в кукольный мультик.
Чудеса закончились через час с небольшим, и публика долго не хотела отпускать артистов, выхлопывая все новые номера на бис. Неизвестно, когда театр Hunday сможет в следующий раз приехать в Москву.
Ольга РОМАНЦОВА