Индия официально объявила крупный международный тендер по закупке 126 многоцелевых боевых самолетов. Победителя ожидает долгосрочный контракт на сумму, превышающую 10 млрд долл. Он включает в себя не только
поставку авиатехники, но и организацию лицензионного производства самолетов и комплектующих. В соответствии с условиями тендера 18 самолетов должны быть поставлены индийским ВВС в готовом виде, а еще 108 произведены по лицензии в Индии. Кроме того, контракт предусматривает возможность дополнительной закупки 64 истребителей.
В последние годы парк индийских ВВС,
где преобладают устаревшие модификации советских «МиГов», остро нуждается в обновлении. Официальные приглашения принять участие в конкурсе получили шесть крупнейших мировых производителей военных самолетов. Комплект необходимых документов во вторник был передан и
в представительство российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в Дели. Она намерена выставить на конкурс истребитель МиГ-35, предназначенный не только для воздушного боя, но и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Россиянам предстоит конкурировать с американскими компаниями «Локхид Мартин» и «Боинг» (представленными истребителями F-16 и F-18), шведской аэрокосмической компанией «СААБ», которая выставит на тендер истребитель «Грипен», французскими «Рафаль» и «Мираж-2000», а также с совместной разработкой фирм Великобритании, Германии, Италии и Испании -- истребителем «Тайфун».
Согласно утвержденным в 2006 году новым индийским правилам закупок вооружений конкурс будет проходить в три этапа. На первом техническая комиссия проверит предложенные модели на соответствие требованиям ВВС Индии. На втором пройдут летные испытания в целях выявления реальных характеристик самолетов. На заключительном этапе будет проведена оценка коммерческих предложений поставщиков. В министерстве обороны Индии рассчитывают, что первая партия из 18 самолетов поступит на вооружение ВВС к 2012 году. Индийцы подчеркивают, что процесс выбора «будет прозрачным и справедливым».
«В течение многих лет Индия ориентировалась на приоритетное военно-техническое сотрудничество сначала с Советским Союзом, а затем с Россией. Дели обычно закупал у нас вооружения, а затем мы предоставляли Индии лицензии на их производство. Сегодня Индия выросла из «коротких штанишек» и желает сама выбирать лучшее из всего того, что есть на мировом рынке военной техники. Удастся ли нам сохранить существовавшее положение, теперь зависит от многих условий и договоренностей, влияющих на выбор стратегического партнера», -- так прокомментировал ситуацию для «Времени новостей» старший советник ПИР-центра, генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке Геннадий Евстафьев.
Эксперт не исключает, что на изменение внешнеполитической ориентации Индии может повлиять одобренное в июле индийским правительством соглашение с США о сотрудничестве в ядерной сфере. Документ предусматривает возобновление поставок в Индию американского ядерного топлива и оборудования для атомных электростанций. Около 30 лет назад Вашингтон заморозил эти поставки из-за проведенных Индией ядерных испытаний и ее упорного нежелания присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Теперь же Вашингтон готов закрыть глаза на неприсоединение Индии к ДНЯО. В Вашингтоне оправдывают это тем, что не все страны, подписавшие ДНЯО, его соблюдают, явно намекая на Иран. А Индия по крайней мере не продает свои ядерные технологии другим государствам.
Но существует и другая, не менее весомая причина. «Действие «соглашения 123», названного так по номеру раздела американского закона «Об атомной энергии», не ограничивается сотрудничеством в области мирного атома. Оно распространяется и на другие сферы взаимодействия, включая военную. Это дает возможность США со временем вытеснить Россию с индийского рынка вооружений. Сами индийцы это категорически отрицают. Однако в Вашингтоне не скрывают, что хотели бы видеть Индию в числе своих союзников в Азии», -- считает г-н Евстафьев. Реализация американо-индийской ядерной сделки может повлиять на решение по истребительному тендеру таким образом, что в Дели по политическим соображениям победителями назовут «Локхид Мартин» или «Боинг», а европейцы, включая РСК «МиГ», останутся ни с чем.