|
|
N°156, 30 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завести и поехать
Созданию «российского Детройта» может помешать отсутствие дорог и плохое образование
В условиях бурного развития автомобильного рынка в России и прихода на него новых участников из-за рубежа перед российскими компаниями встает сложная задача сохранить и упрочить свои позиции на внутреннем рынке. Практически все российские компании, теснимые конкурентами из-за рубежа, ищут свое место, по сути, в заново формирующихся условиях работы. Кто-то преуспел в этом в большей степени, кто-то теряет позиции, которые занимал прежде.
КамАЗ, пожалуй, наиболее уверенно ощущает себя в стремительно растущем рынке. И причина, по словам его руководителя Сергея Когогина, проведшего пресс-конференцию в рамках открытия автомобильной выставки «Интеравто-2007», кроется прежде всего в том, что компания практически всегда работала в жестких конкурентных условиях. Для «АвтоВАЗа», контролировавшего почти 70% рынка российских легковых автомобилей, они до недавнего времени были совершенно иными.
КамАЗ был лишь одним из многих производителей тяжелой техники. Но те ниши, которые он занимал, он сохранил за собой и после непростого переходного периода 90-х и в условиях притока на российский рынок новых производителей из-за рубежа. Он уверенно контролирует треть российского рынка грузовых автомобилей и не намерен уступать свою долю кому бы то ни было. В этом году, по словам г-на Когогина, компания рассчитывает продать не менее 53 тыс. машин, что почти на 13% превысит показатель прошлого года. Выручка компании ожидается на уровне 85 млрд руб., а чистая прибыль -- порядка 8 млрд рублей.
Более того, именно КамАЗ оказался центром, вокруг которого в последние годы, по сути, сформировался автомобильный кластер в Республике Татарстан. В свободную экономическую зону «Алабуга» (около г. Елабуга) в республике уже пришли и готовы идти новые производители. «Кластер уже создан, -- говорит Когогин. -- Но основное беспокойство у нас вызывает отсутствие необходимой инфраструктуры». Основные площадки самого КамАЗа расположены в татарских городах Набережные Челны, Нижнекамск и Елабуга. И основной проблемой нормального их взаимодействия, по словам г-на Когогина, являются плохие дороги, отсутствие попутных объектов инфраструктуры. «Инфраструктура в Татарстане не выдерживает никакой критики, -- сетует он. -- Мы ставили вопрос о ее развитии перед местными властями, но пока он остается без ответа». Он предупреждает, что приход в Елабугу новых производителей и развитие бизнеса приведет к большей загруженности инфраструктурных объектов, к резкому изменению логистики. И призывает тех, кто может повлиять на ситуацию, принять уже сейчас меры, способные обеспечить нормальное функционирование инфраструктурных объектов в регионе. «Мы можем, конечно, и сами заняться этим. Но это не наша основная задача. Мы должны развивать бизнес, вкладываться в технологии, чтобы обеспечить развитие региона». И даже признался, что если ситуация не изменится, «компания будет вынуждена часть бизнеса перемещать в те регионы, где эти вопросы решаются».
Беспокоит КамАЗ и нерешенный вопрос по сертификации качества топлива и горюче-смазочных материалов, выпускаемых российскими поставщиками. Решение по нему требует изменения законодательной базы, то есть вмешательства федерального центра. «В стране нет нормативного акта, требующего от нефтепроизводителей определенных стандартов», -- говорит г-н Когогин. Регламент по вопросу принятия такого документа был внесен в правительство, но так и не был рассмотрен. Согласительная комиссия по нему отложена до ноября, а это означает, что новые требования, если они будут утверждены, смогут вступить в силу не ранее 2009 года. Таким образом, вступающие с 1 января будущего года требования по выбросам на уровне евро-3, не принесут желаемого экологического эффекта. Поскольку он будет упразднен низким качеством топливных и горюче-смазочных материалов.
Еще одной остро стоящей перед отраслью, и в частности КАМАЗом, проблемой г-н Когогин назвал проводимую государством политику образования, которая не обеспечивает притока в отрасль новых профессионально подготовленных кадров. И предвидит, что через несколько лет эта проблема встанет еще острее. «Я не понимаю, -- недоумевает он, -- почему в нашем, по сути, промышленном регионе, 70% студентов обучают по гуманитарным специальностям?» Он убежден, что государственная система образования должна обеспечить учащемуся получение той профессии, которая будет востребована на рынке труда.
Уже в 2008 году КамАЗ может стать публичной компанией. Г-н Когогин рассказал, что в ходе IPO КамАЗ готов осуществить дополнительную эмиссию своих акций в размере 30% от уставного капитала.
Майя АЛЕКСЕЕВА