Тверской суд Москвы вчера заочно выдал санкцию на арест бывшего главы компании «Русснефть» Михаила Гуцериева. Таким образом, получила продолжение
история столкновений с правоохранителями, преследующими бизнесмена с конца прошлого года. Хотя претензии у властей к г-ну Гуцериеву выглядят менее масштабными, чем выдвинутые в свое время к ЮКОСу и его главе Михаилу Ходорковскому, (отбывающему сейчас восьмилетний срок
и ожидающему нового процесса), судьбу ему, похоже, уготовили ту же. Разница лишь в том, что г-н Гуцериев, по неофициальной информации, предпочел предусмотрительно уехать за границу. Теперь не исключено, что он пополнит
«эмигрантский кружок» в Лондоне, где от российского правосудия скрываются многие другие фигуранты громких расследований российской Генпрокуратуры, включая топ-менеджеров того же ЮКОСа.
Примечательно, что, согласно расхожей версии, неприятности на свою голову г-н Гуцериев навлек, в частности, опять же из-за "дела ЮКОСа",
решившись на покупку части активов этой компании и тем самым перейдя дорогу более могущественным претендентам, обладающим безусловной поддержкой госструктур.
С ходатайством об аресте г-на Гуцериева, как выяснилось, еще в пятницу в суд обратился Следственный комитет (СК) при МВД РФ. С осени прошло года ведомство с подачи Генпрокуратуры занимается
расследованием уголовного дело по факту неуплаты «Русснефтью» налогов в особо крупном размере. Претензии к самому г-ну Гуцериеву, который поначалу в рамках следствия
проходил лишь как свидетель, у СК появились в феврале, когда предпринимателя официально обвинили в уклонении от уплаты налогов. В мае главу нефтяной компании вместе с тремя компаньонами, возглавляющими дочерние предприятия компании,
заподозрили уже в незаконном предпринимательстве. Как заявил вчера в суде представитель обвинения, вот уже несколько недель г-н Гуцериев не являлся на допросы, и 6 августа его объявили в международный розыск. Теперь после задержания он подлежит немедленному аресту.
Чуть меньше месяца прошло с тех пор, как
Михаил Гуцериев объявил, что добровольно складывает с себя полномочия президента «Русснефти» и теперь намерен посвятить себя научной деятельности. Тогда же г-н Гуцериев опубликовал письмо, в котором отметил, что покидает компанию под давлением. «Мне предлагали уйти из нефтяного бизнеса, уйти «по-хорошему». Я отказался. Тогда с целью сделать меня более сговорчивым компания была подвергнута беспрецедентной травле», -- говорилось в обращении экс-президента «Русснефти» к ее сотрудникам, размещенном на официальном сайте компании.
«Русснефтю» правоохранительные структуры занялись осенью 2006 года. По инициативе Генпрокуратуры было начато расследование, в основу которого легли материалы проверок налоговой службы и департамента экономической безопасности МВД. Предварительные расследования показали, что руководители трех дочерних компаний «Русснефти» -- ЗАО «Нафта-Ульяновск», ОАО «Ульяновскнефть» и ОАО «Аганнефтегазгеология» (АНГГ) -- занимались продажей нефти, добытой с нарушением лицензионных соглашений. Несколько уголовных дел, возбужденных по факту незаконного предпринимательства, в конце прошлого года были объединены в одно производство и переданы для расследование в СК.
«К самому президенту «Русснефти» у следствия пока нет претензий. Однако кто знает, куда приведет расследование дела», -- многозначительно заявил тогда «Времени новостей» источник в МВД, близкий к следствию. И очень скоро эти претензии появились. В январе в первый раз его допросили в качестве свидетеля, а уже в феврале -- после проведения серии обысков в компании и ее «дочках» -- он уже превратился в обвиняемого в уклонении от уплаты налогов. Тогда, правда, речь шла о смешной для нефтяной компании сумме в 1,7 млн рублей.
Еще одно дело для Михаила Гуцериева МВД «нашло» уже в мае, заподозрив его в «незаконной предпринимательской деятельности, совершенной организованной группой и сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере». После обысков, проведенных в апреле сразу в четырех московских банках, в руки сыщиков попали документы, свидетельствовавшие, по их мнению, о существовании налаженной системы ухода от уплаты НДС. По версии СК, эти схему сотрудники банков разработали для «Русснефти», а нефтяная компания пользовалась ею на протяжении полутора лет -- с лета 2004 и до конца 2005 года.
С г-на Гуцериева и троих его компаньонов, возглавляющих дочерние предприятия компании -- «Нафта-Ульяновск» Виктора Курочкина, «Ульяновскнефть» Игоря Еланского, АНГГ Сергея Бахира взяли подписку о невыезде. Свою вину все подозреваемые категорически отрицали. Более того, до настоящего времени они продолжают работать на своих постах.
Какие конкретно обоснования для ареста Михаила Гуцериева были приведены в суде представителями СК, точно не ясно. Адвокат бизнесмена Алла Яминская от контактов с прессой категорически отказалась. Тем не менее, как вчера стало известно, еще 6 августа следствием были подготовлены документы для объявления бизнесмена в международный розыск. У следствия якобы имеется информация, что бизнесмен уехал заграницу и возвращаться в Россию не собирается.
«Суд выдал санкцию на заочный арест Гуцериева, поскольку следствие предоставило достоверные свидетельства, что фигурант дела находится за пределами РФ. Если бы экс-глава «Русснефти» находился на территории России, его розыск велся бы на федеральном уровне, и следствие не обращалось бы в суд с санкцией на заочный арест», -- пояснили неофициально в МВД.
Между тем несколько дней назад, в ряде СМИ появлялась информация, что опального бизнесмена видела в селе Чермен Пригородного района Северной Осетии, где 23 августа на родовом кладбище он хоронил погибшего в ДТП в Москве своего 22-летнего сына -- Чингисхана. По другой информации, экс-глава «Русснефти» в настоящее время находится в Великобритании.
Сегодня же в Арбитражном суде Москвы будут рассмотрены два иска Федеральной налоговой службы о признании недействительными ранее заключенных сделок с акциями «Русснефти». В июле Лефортовский суд Москвы по ходатайству СК арестовал 100% акций нефтяной компании, однако решение пока не вступило в законную силу, поскольку компания его обжаловала.
Известно, что в конце июля, когда г-н Гуцериев объявил об уходе из компании, "Русснефть" и "Базовый элемент", контролируемый Олегом Дерипаской, подали в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявку на покупку "Базэлом" контрольного пакета акций нефтяной компании. Об этой сделке говорили фактически как об уже состоявшейся. Однако в этот момент суд по требованию СК МВД арестовал акции "Русснефти", а руководство ФАС заявило, что заявка на покупку оформлена ненадлежащим образом. Стало ясно, что на активы нефтяной компании имеются еще более могущественные претенденты, чем г-н Дерипаска. Теперь, после объявления об аресте Михаила Гуцериева, становится ясным и то, что даже отказ от компании (на что, кстати, не пошел Михаил Ходорковский) и уход из бизнеса не избавляют от "силового" преследования.