Время новостей
     N°137, 02 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2000
Заложники собственных успехов
Казахстан -- один из лидеров среди стран СНГ по темпам экономического роста. Российский кризис 1998 года оказал на республику косвенное воздействие, и властям пришлось девальвировать в начале 1999 года национальную валюту, но вместе с тем финансовый и фондовый рынки, а также банковский сектор продемонстрировали достаточный запас прочности. России есть чему поучиться у восточных соседей, несмотря на то что уровень жизни в Казахстане заметно ниже. Так, в республике успешно функционирует негосударственная, накопительная пенсионная система, а финансовый рынок более либерален. На примере Казахстана видно, какие проблемы в финансовой системе нашей страны вызовут пенсионная реформа и либерализация финансового регулирования.

За стабильность платит Нацбанк

Рост ВВП в первом полугодии составил в Казахстане 10,5%, по оценке председателя Нацбанка Григория Марченко, экономический рост по итогам года будет на уровне 6--7% и продлится по крайней мере до середины 2001 года. За счет высоких цен на энергоносители и продукцию черной металлургии, экспортером которых является Казахстан, впервые в истории республики положительное сальдо платежного баланса составит, по прогнозам, к концу года 5% ВВП. С начала года индекс потребительских цен вырос на 5,2%. Нацбанк намерен удержать инфляцию к концу года на уровне 8,5% (средний уровень инфляции в стране за последние четыре года составил 10% в год). Ставка рефинансирования в Казахстане сейчас 14% годовых.

В апреле 1999 года правительством было принято политическое решение девальвировать национальную валюту. По словам Григория Марченко, это было связано со значительным ухудшением платежного баланса, после российского кризиса в Казахстан потоком хлынули товары из России. Курс тенге был объявлен плавающим, после чего национальная валюта обесценилась примерно на 40%. Одновременно в республике была введена обязательная продажа валютной выручки, экспортеры продавали 30% выручки на бирже. Однако уже в ноябре обязательную продажу отменили, золотовалютные резервы выросли с тех пор примерно в два раза и составляют сейчас 2,115 млрд долл., курс тенге при этом стабилен, с начала этого года он снизился всего на 3% и равен 142,42 тенге/долл.

Воспользовавшись благоприятной конъюнктурой, Казахстан в мае этого года досрочно погасил кредит МВФ в размере 397 млн долл. и не имеет больше долгов перед Фондом. По имеющейся информации, это совсем не порадовало чиновников МВФ, Фонд долго не желал получать свои деньги раньше срока и даже хотел оштрафовать Казахстан за досрочное погашение!

Казахстанские денежные власти, как и российские, столкнулись с проблемой излишнего денежного предложения из-за эмиссии тенге Нацбанком при покупке валюты. По словам г-на Марченко, было принято политическое решение, что «за стабильность заплатит Нацбанк». Для связывания денежной ликвидности он выпускает краткосрочные облигации -- «ноты» (от 5 до 11 недель), объем этих бумаг в обращении составляет сейчас около 150 млн в долларовом эквиваленте.

Помимо «нот», Нацбанк использует для связывания тенге и другие инструменты: депозиты, отчисления банков в фонд обязательного резервирования (ставка сейчас 8% только по депозитам со сроком больше трех месяцев), сделки прямого и обратного РЕПО с госбумагами. А вот операций на открытом рынке Нацбанк практически не проводит, так как облигации Минфина в его портфеле отсутствуют.

По мнению Григория Марченко, в странах «с неглубоким финансовым рынком», к которым он отнес и Казахстан, инфляция находится в прямой зависимости не от денежной массы, а от денежной базы. Денежная масса в Казахстане за последние два года выросла в 2,5 раза, а вот денежная база практически не изменилась, так как находится под неусыпным контролем Нацбанка.

Пенсионная система молодого поколения

Локомотивом рыночных преобразований в Казахстане в последние два года, по оценкам как Нацбанка, так и операторов рынка, стала пенсионная реформа, а крупнейшими игроками финансового рынка -- компании по управлению пенсионными активами (КУПА). С 1998 года в республике введена накопительная пенсионная система. На первом этапе солидарная и накопительная системы действуют одновременно, но государственный Пенсионный фонд -- временный институт. Его активы (42,8% совокупных накоплений) со временем будут переведены в негосударственные пенсионные фонды, пока их в Казахстане тринадцать, и управляют ими семь компаний. По закону 10% фонда заработной платы -- обязательные отчисления в пенсионные фонды. Помимо этого, население добровольно и довольно активно откладывает «на старость», средства эти растут за счет инвестирования в ценные бумаги. Пенсионные накопления составляют сейчас 660 млн долл., что превышает совокупный банковский капитал и значительно больше вкладов населения в банковской системе. Прибыль пенсионных фондов по закону не подлежит налогообложению.

Понятно, что деньги у управляющих компаний пенсионных фондов в отличие от банковских пассивов длинные, практически «бесконечные». Поэтому банкам довольно сложно конкурировать с ними на фондовом рынке. КУПА принадлежит примерно половина всех евробондов Казахстана и столько же корпоративных облигаций казахстанских эмитентов.



Управляющие компании пенсионных фондов могут покупать любые бумаги, прошедшие листинг на Казахстанской фондовой бирже. Выбор инструментов для инвестирования КУПА регулируется Национальной комиссией по ценным бумагам. Пока в ценные бумаги можно инвестировать не более 30% активов. По словам председателя Нацбанка Григория Марченко, лимит в ближайшее время может быть увеличен до 40%. В бумаги одного эмитента можно инвестировать не более 5% активов, в бумаги одного выпуска -- не более 25% от этой суммы. Можно покупать и бумаги иностранных эмитентов (не более 5% активов), но только с рейтингом от Moody`s или Standard&Poor`s не ниже Аа3 и АА- соответственно, т.е. с «высокой степенью надежности» (для сравнения: максимальный рейтинг российских заемщиков на 12 (!) ступеней ниже).



После девальвации тенге средства граждан, вложенные в госбумаги, принадлежащие КУПА, не обесценились. Облигации, номинированные в тенге, были конвертированы в валютные госбумаги, а последние в дальнейшем -- в еврооблигации. Все расходы сознательно понес Национальный банк Казахстана, дабы не подорвать доверие населения к негосударственным пенсионным фондам.

Банков становится меньше

В разгар банковского бума в 1993 году в Казахстане было примерно 230 банков, сейчас их всего 47, причем 20 из них с иностранным участием в капитале, в том числе 11 «дочек», среди них Citibank, ABN AMRO Bank, HSBC, российский Альфа-банк, а также четыре турецких и три китайских дочерних банка.



По законодательству допустимая норма участия иностранцев в совокупном уставном банковском капитале 50%, сейчас она составляет 28,7% (133,5 млн долл.), при этом среди учредителей банков не может быть компаний, зарегистрированных в офшорах. Всего один банк на 100% государственный, а доля государства в преемнике Сбербанка -- Народном банке Казахстана, где сосредоточено около 40% вкладов населения, составляет 50% плюс одна акция. Совокупный капитал банковской системы равен 570 млн долл. (3,7% ВВП), совокупные активы -- примерно 3,5 млрд долл.



Казахстан первым среди стран СНГ принял программу перехода банковской системы на международные стандарты, предусматривающие достижение банками достаточности капитала, качества активов, уровня менеджмента, бухучета, требований к информационным технологиям.

У президента, правительства и парламента разногласий по поводу законов, регламентирующих банковскую деятельность, практически не возникает. Недавно был принят закон «О банковской тайне», теперь, по словам Григория Марченко, даже правоохранительным органам практически невозможно получить информацию по счетам физических лиц. Памятуя о российском финансовом кризисе, казахстанские власти планируют принять закон, позволяющий ввести консолидированный надзор над финансово-промышленными группами, дабы банковские активы не выводились в «дружественные» структуры внутри группы. По мнению г-на Марченко, парламент с пониманием отнесся к выступлению президента по этому поводу.

В Казахстане создан фонд гарантирования срочных депозитов граждан, охватывающий 16 коммерческих банков, на долю которых приходится более 90% вкладов. К началу 2001 года Нацбанк Казахстана планирует ввести обязательность вхождения банков, которые хотят работать с населением, в фонд гарантирования вкладов.

Физические лица, согласившиеся после девальвации тенге не отзывать вклады в течение девяти месяцев, не понесли потерь в долларовом эквиваленте. По прошествии этого срока вклады были проконвертированы по старому курсу за счет Нацбанка, который потратил на это 36 млн долл.

Деньги есть, а в гости некуда идти

По оценкам Григория Марченко, у банков и управляющих компаний пенсионных фондов аккумулировано сейчас порядка 300--400 млн долл. свободных средств, которым они не могут найти применения. При этом общий объем кредитования банками экономики составляет сейчас 1,4 млрд долл., увеличившись с начала года на 33%. Инфраструктура фондового рынка не в состоянии удовлетворить потребности его участников. Банки и пенсионные фонды называют проблемой номер один отсутствие инструментов для вложений.

Все операции с ценными бумагами сосредоточены в Казахстане на Казахстанской фондовой бирже, находящейся в Алма-Ате. Биржа была создана в ноябре 1993 года, в сентябре 1995 прошли первые торги государственными ценными бумагами, а в сентябре 1997 года -- акциями. Но ликвидный и объемный рынок акций в Казахстане отсутствует до сих пор. Нет и инвестиционных банков, даже в российском понимании этого термина. Связано это с отсутствием в Казахстане большого числа акционерных компаний, а бумаг крупнейших национальных корпораций, таких, как нефтяная "Казахойл", на рынке нет, так как они поделены между государством (точнее, властными кланами) и их стратегическими партнерами. Мелкие же частные компании никому не интересны.

По словам президента биржи Дамира Карасаева, казахстанские инвесторы заинтересованы в выпуске казахстанских депозитарных расписок на российские «голубые фишки». Григорий Марченко считает, что законодательно этот вопрос вполне можно урегулировать, а инициатива должна исходить от российских эмитентов.



Оборот торгов на Казахстанской фондовой бирже составил за восемь месяцев этого года 2,8 млрд долл. (в прошлом году -- 3,5 млрд долл.). Объем сделок с государственными ценными бумагами -- 57%, с иностранной валютой -- 38%, с корпоративными бумагами и срочными контрактами -- по 2,5%. В секторе госбумаг торгуются облигации Минфина и Нацбанка (по номиналу объем и тех и других примерно по 150 млн долл.), еврооблигации Казахстана (три выпуска на общую сумму 925 млн долл. по номиналу) и муниципальные облигации. Более половины казахстанских евробондов принадлежат местным инвесторам -- банкам и КУПА, которые в подавляющем большинстве не торгуют ими, а держат до погашения. Никаких ограничений для нерезидентов по сделкам с ценными бумагами и конверсионным операциям казахстанским законодательством не предусмотрено.



В секторе корпоративных бумаг торгуются облигации крупнейших компаний. По словам Дамира Карасаева, капитализация этого сегмента к концу года составит 180 млн долл., крупнейшими заемщиками являются «Казахойл» (25 млн долл.) и Народный банк (16 млн долл).

По словам Григория Марченко, в ближайших планах -- развитие рынка ипотечных облигаций. Для этого будет создана компания с госучастием, выпускающая бумаги для привлечения средств на развитие рынка жилья. Кроме того, правительство направило в парламент законопроект о стройсбережениях, в соответствии с ним будут созданы строительно-сберегательные банки, аккумулирующие средства для предоставления кредитов вкладчикам на ремонт, строительство и приобретение жилья.

Состояние финансового сектора Казахстана показывает, что постсоветским странам вполне по силам провести пенсионную реформу, не представляет угрозы для финансовой стабильности и либерализация финансового рынка. Но в ходе проведения этих реформ возникают новые проблемы, готовиться к решению которых следует заранее.

Николай МАЗУРИН, Алма-Ата--Москва