|
|
N°8, 18 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Времена года
Геннадий Селезнев просит правительство не устраивать летнего аврала
Депутаты, как и простые россияне, имеют право на отдых. Об этом председатель нижней палаты парламента Геннадий Селезнев намерен напомнить Михаилу Касьянову во время личной встречи, намеченной на следующую неделю. Точнее, глава Думы хочет объяснить главе правительства, как важен для законодателей своевременный отдых, и поторопить кабинет с отправкой на Охотный ряд законов особой важности. «Мы будем добиваться, чтобы правительство внесло основные законы в феврале -- начале марта, а ни в коем случае не в июне», -- заявил вчера спикер, пояснив, что в этом случае удастся «избежать летнего аврала и продления текущей сессии палаты».
Предусмотрительность спикера достойна всяческих похвал. Нынешняя, третья Дума, отработавшая половину своего срока, оба раза уходила на летние каникулы с большим опозданием. В 2000 г. депутаты отправились в отпуска в конце июля, поскольку спешно укрепляли вертикаль власти с помощью президентских федеративных законов, а экономику -- Налоговым кодексом. Прошлым летом народных избранников опять продержали в пыльной Москве три лишних недели из-за работы над кодексами (Земельным, Трудовым и очередными главами Налогового), а также над судебной и пенсионной реформами. Причем всякий раз задержка возникала не из-за нерасторопности депутатов (поправки к Налоговому кодексу бюджетный комитет рассматривал буквально в круглосуточном режиме), а из-за того, что законотворческая активность правительства носит ярко выраженный сезонный характер и сочинить закон раньше апреля министры просто не в состоянии.
Уже ставший традиционным летний аврал плох не потому, что депутаты вынуждены сдавать билеты и менять санаторно-курортные путевки. Качество принятых в лихорадке законов оставляет желать лучшего. Те же главы Налогового кодекса, одобренные в летнем угаре, в осенней прохладе оказываются настолько некондиционными, что правительство умоляет депутатов срочно принять поправки, чтобы казна не осталась вовсе без денег.
Однако надежды г-на Селезнева на то, что в этом году думцы ознакомятся с инициативами кабинета раньше, вряд ли оправдаются. В числе первоочередных проектов весенней сессии глава Думы назвал закон об обороте сельхозземель. Но если три альтернативных депутатских варианта уже готовы, то правительственная версия, как сообщил вчера министр сельского хозяйства Александр Гордеев, лишь в марте будет обсуждаться на заседании правительства, а в апреле в Госсовете. То есть раньше второй половины апреля в Думу законопроект, очевидно, не попадет. К тому же кабинету, который будет теперь мыслить концептуально и стратегически, не до законотворчества. Как сообщил вчера г-н Касьянов, правительству в ближайшее время предстоит обсудить комплекс мер по обеспечению макроэкономической стабильности, рассмотреть концепции развития отдельных стратегических отраслей экономики (для начала -- лесной и автомобильной) и уточнить энергетическую стратегию.
Дело, впрочем, не в кабинете Касьянова. За восемь лет существования Думы (додумский период, когда депутаты были готовы заседать в режиме нон-стоп, а граждане -- на это смотреть, не помышляя об отдыхе, не рассматривается) практически ни одно лето не обходилось без сюрпризов. Если думцам и удавалось вырваться к морю вовремя, то их обязательно досрочно отзывали. Самым тяжелым был 1998 год, когда депутатов сначала томили в плавящейся от жары столице, пытая их антикризисным пакетом Сергея Кириенко, а затем, когда кризис все же грянул, вызвали из отпусков спешно выбирать нового премьера, главу ЦБ и принимать чрезвычайные законы.
Правда, опыт последних лет показывает, что не только законотворческая, но и любая другая активность в нашей стране зависит от времени года. На теплое время -- весну, лето и начало осени -- приходится подавляющее большинство политических, экономических, финансовых кризисов, попытка импичмента, отставки и назначения. Правило нарушил только Борис Ельцин, покинув свой пост под Новый год. Зимой в России (считай, с ноября по апрель) холодно и сонно, а потому одинаково тяжело писать законы, заниматься политическими интригами, устраивать кризисы и тем более из них выходить. К тому же зимой у российской власти и так полно дел: не заморозить собственное население, спасать от голода Крайний Север, расчищать дороги -- хотя бы так, чтобы узкие тропки связывали один край необъятной родины с другим.
Основываясь на этих многолетних наблюдениях, правильнее было бы просто изменить режим работы. Летние каникулы депутатов и чиновников вовсе отменить. В теплое время года всем работать, в зимнее -- отдыхать. Благодаря политической зимней спячке можно было бы сэкономить массу энергии и пустить ее на обогрев замерзающих россиян. Что же касается моря и солнца, то, судя по обилию загорелых после новогодних праздников политиков и чиновников, представители российской элиты в состоянии обеспечить свои организмы йодом и ультрафиолетом в любое время года.
Светлана ЛОЛАЕВА