Венецианский фестиваль в этом году отмечает 75-летний юбилей, хотя проводится в 64-й раз: история фестивального движения, начало которому было положено именно в Венеции, непроста -- ее коснулись все политические и экономические бури ХХ века. Поэтому у нынешнего форума, как и у прочих, в цифрах путаница. Тем не менее отборочная комиссия, желая отметить крупную дату ударной программой, отсмотрела более 3 тыс. работ, чтобы выбрать 57 фильмов, которые будут показаны во всех фестивальных секциях. Среди них четыре наших картины.
Новый фильм Никиты Михалкова «12» будет соревноваться в основном конкурсе. Это ремейк знаменитой картины Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», которая полвека назад была отмечена «Золотым медведем» в Берлине. Камерную историю, в которой коллегия из 12 присяжных, запертых в спортзале, решает судьбу чеченского мальчика, обвиняемого в убийстве отчима, Михалков снимал довольно долго и отделывал, судя по всему, очень тщательно. В его коллекции призов уже имеется «Золотой лев», полученный в 1991 году за «Ургу». И, по мнению экспертов, у «12» есть шанс повторить тот давний успех.
В конкурсной секции «Неделя критики» будет показан режиссерский дебют известного сценариста Александра Миндадзе «Отрыв». Правда, «Лев будущего», как следует из неофициального названия приза, предназначен скорее для талантливой молодежи, чем для решившихся на смену амплуа заслуженных профи. Однако у жюри будет над чем поломать голову, поскольку наш ветеран сумел продемонстрировать абсолютно юношескую страсть к поиску нового киноязыка.
В конкурсную программу короткометражных фильмов вошел премированный на «Кинотавре» фильм Леонида Рыбакова «Люди из камня». А программу авторского кино «Венецианские дни», специально отобранную итальянскими кинематографистами, уже сегодня откроет вызвавшая яростные споры картина Алексея Балабанова «Груз 200».
8 сентября станет известно, какое место среди многих других заняли российские киноработы. Однако один почетный приз Мостры уже присужден Александру Сокурову, чьи фильмы никогда не участвовали в венецианском конкурсе. Это престижная премия имени великого французского режиссера Робера Брессона, которого Сокуров не раз называл своим духовным отцом в режиссуре. Ее вручает во время Венецианского фестиваля Совет по делам культуры при Ватикане.
В честь юбилея жюри основного конкурса состоит только из режиссеров, что можно расценить как довольно рискованный ход: поскольку каждый автор судит всех по себе, общий вердикт при таком раскладе практически непредсказуем. Тем более что в состав жюри вошли никак не сопоставимые режиссеры -- Чжан Имоу (председатель), Пол Верхувен, Эмануэле Криалезе (этот итальянец получил в прошлом году «Серебряного льва» за «Новый мир»), мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту и работающий в Италии турок Ферзан Озпетек. Плюс, поскольку женское кино сейчас на подъеме во всем мире, эту мужскую компанию разбавили австралийка Джейн Кэмпион и француженка Катрин Брейя. Судить им придется программу, в которой представлены фильмы из России, Египта, Италии, Испании, Китая, Тайваня, Франции, США, Великобритании и Японии. Среди них достаточно «котов в мешке», способных неожиданно стать лауреатом, как это было в прошлом году, когда победил китайский «Натюрморт», который все проспали. Однако в нынешнем конкурсе явственно слышен английский акцент, потому что половина фильмов британские и американские.
Откроется фестиваль «Искуплением» Джо Райта, где играют британские звезды всех поколений -- Кира Найтли, Бренда Блетин, Ванесса Редгрейв. Фильм поставлен по тому самому роману успешного романиста Иена Макьюэна, за который его недавно обвинили в плагиате. «Ищейка» Кеннета Браны -- это экранизация популярной пьесы Энтони Шаффера «Игра на вылет». Здесь, наоборот, схлестнутся две мужские линии. Этот триллер построен как дуэль молодого прохиндея в исполнении Джуда Лоу и старого писателя-детективщика, сыгранного Майклом Кейном, который в 1972 году в одноименном фильме Джозефа Манкевича играл в паре с Лоуренсом Оливье ту роль, что сейчас играет Лоу.
В «Ночном дозоре» Питер Гринуэй превратил жизнь и творчество Рембрандта в повод для экстравагантного криминального расследования. Не менее экстравагантно и место съемок фильма Кена Лоуча «Это свободный мир»: британский классик снимал социальную эмигрантскую драму в Польше и на Украине. Впрочем, действие происходит как будто в Лондоне и играют только английские актеры.
Американское кино представляют семь режиссеров. Абсурдистское road-movie «Дарджилинг Ltd.» снято в Индии Уэсом Андерсоном, одним из самых ярких представителей молодого независимого кино. Драму на тему войны в Ираке «Отредактировано» представит ветеран Брайан де Пальма. Фильм «В долине Эла» Пола Хэггиса, получившего недавно «Оскара» за «Столкновение», тоже связан с иракской темой. Вестерн Эндрю Доминика «Убийство Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом» приедет представлять Брэд Питт, сыгравший роль знаменитого бандита. Премьеру корпоративного триллера «Майкл Клэйтон», снятого дебютантом Тони Гилроем, украсит своим участием Джордж Клуни, сыгравший заглавную роль. Есть в американской части программы и фильмы с привкусом скандала. «Меня там нет» Тодда Хэйнса едва ли не самый странный байопик, в котором певца Боба Дилана играют шесть актеров разных возрастов и национальностей, включая женщину -- Кейт Бланшетт. А «Порочной связи» живущего в США тайваньца Энга Ли (он получил два года назад «Золотого льва» за «Горбатую гору») неделю назад американская ассоциация кинопроизводителей выставила самый строгий прокатный рейтинг N-17 (то есть лицам до 18 лет просмотр категорически запрещен) из-за нескольких сцен «агрессивно-эротического содержания». Действие фильма происходит в оккупированном японцами Шанхае, где юной героине дано задание соблазнить и убить коллаборациониста, сыгранного Тони Люном.
Двойной американский акцент будет и у цикла «Тайная история кино», посвященного на этот раз спагетти-вестернам. Жанр, рожденный в Европе как калька с американского, представит Квентин Тарантино, который собрал в программу 40 фильмов, включая не только общепринятые шедевры Серджо Леоне, но и такие образцы на грани фола, как суперкровавые фильмы Хосе Ромеро. Кроме того, Тарантино как фанат жанра сыграл эпизод в конкурсном фильме японского хулигана-экспериментатора Такаши Миике, который перенес клише вестерна на сюжет о средневековых бандах.
«Золотыми львами», присуждаемыми за достижения всей карьеры, будут награждены Бернардо Бертолуччи и Тим Бертон. Странным образом эти режиссеры, как и Сокуров, никогда не принимали участие в Венецианском фестивале, да и в этом году у них бы не было шансов попасть в конкурс. Бертолуччи после «Мечтателей» (2003) ничего не снимает, а новый фильм Бертона «Суини Тодд» (черная комедия-мюзикл с Джонни Деппом в главной роли) еще не готов.
Есть в Венеции в этом году и такая новация, которую пока трудно оценить. Впервые будет вручен приз «Голубой лев» -- за лучшее освещение темы однополой любви в кинематографе. Призом будет награждаться любая картина, представленная на фестивале как в конкурсных, так и внеконкурсных программах. Причем это может быть даже отдельный эпизод в картине или роль второго плана. Инициатор приза Даниэль Касагранде, не скрывая, что добился этого на волне успеха «Горбатой горы», все же уверяет, что жюри приза не намерено специально искать вторую «Горбатую гору». По его мнению, на «Голубого льва» могут претендовать 10--12 картин из всех представленных на этот раз в Венеции. В Берлине уже давно существует аналогичный приз «Тедди». И надо сказать, вечеринки по поводу его вручения самые веселые и доброжелательные.