|
|
N°154, 28 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нашли заказчика
«Газпром» потратит часть инвестиционных денег через петербургскую «дочку»
Непрерывная борьба за контроль над колоссальными средствами, которые «Газпром» тратит в рамках инвестиционной программы и текущих расходов, опять всплыла на поверхность в городе на Неве. Как сообщили вчера в «Газпроме», в рамках второго этапа реформы концерна в Санкт-Петербурге зарегистрировано ООО «Газпром Инвест Запад». «Новой компании будут переданы функции заказчика от дочерних обществ ОАО «Газпром», -- сообщили в управлении информации газового монополиста. Ожидается, что до конца 2007 года будет создана еще одна аналогичная структура -- ООО «Газпром Инвест Восток».
О том, какая именно сфера деятельности будет сконцентрирована в новых «дочках», в концерне не говорят. Однако очевидно, что реформирование системы заказчиков «Газпрома» по территориальному принципу пока не удалось. Более того, все крупные проекты уже поделены между действующими заказчиками. И чтобы перевести их на новые структуры, потребовалась бы настоящая революция. Ведь на кону стоят свыше 10 млрд долл. в год.
Поделить функции единого заказчика работ по проектам и материалов между пятью крупными территориальными спецкомпаниями зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев обещал еще летом 2005 года, когда возглавлял департамент инвестиций и капитального строительства «Газпрома» и фирму «Газкомплектимпэкс», через которую осуществляются почти все закупки в концерне. С тех пор г-н Голубев стал зампредом правления вместо Александра Рязанова и формально перестал курировать инвестиционную деятельность «Газпрома». А создание «Газпром Инвест Запада» пока является единственным последствием задуманной им реструктуризации. При этом, судя по всему, фирма еще не имеет реальных договоров как единый заказчик в регионе. Хотя регистрация ее состоялась больше месяца назад, 18 июля.
Как сообщили в «Газпроме», в настоящее время функции заказчика имеют четыре 100-процентные дочерние компании -- ЗАО «Газпромстройинжиниринг», ООО «Лентрансгаз», ООО «Севергазпром» и ЗАО «Ямалгазинвест». В компании не смогли пояснить, останутся ли они заказчиками впредь. К примеру, «Ямалгазинвест» ведет работу по крупнейшим газотранспортным проектам концерна на суше, в частности строительство газопроводов СРТО--Торжок, Починки--Изобильное, Грязовец--Выборг (сухопутный участок Северо-Европейского газопровода). Недавно «Ямалгазинвест» стал заказчиком по созданию новой системы магистральных трубопроводов по доставке газа с месторождений полуострова Ямал (Бованенково--Ухта).
«Газпромстройинжиниринг» было создано в 2002 году, чтобы консолидировать функции единого заказчика по крупнейшим инфраструктурным проектам. Его генеральным директором стал Михаил Аксельрод, возглавлявший в то время инвестиционный департамент «Газпрома». Однако после того, как г-на Аксельрода сменил Валерий Голубев, амбиции «Газпромстройинжиниринга» существенно сузились. Тем не менее г-н Аксельрод сумел выбить для себя функции заказчика «на всех объектах капитального строительства и реконструкции в Центральном и Южном регионе Российской Федерации».
Выяснить, по каким проектам заказчиками выступают «Лентрансгаз» и «Севергазпром» (газотранспортные «дочки»), вчера не удалось. Скорее всего они просто сохранили за собой функции самостоятельно финансировать реконструкцию находящихся в их ведении объектов инфраструктуры.
В «Газпроме» также не смогли уточнить, остаются ли компании «Севморнефтегаз» и «Надымгазпром» заказчиками по двум крупнейшим добычным проектам -- освоению «Штокмана» (на шельфе Баренцева моря) и «Бованенково» (Ямал) соответственно. Статус заказчиков по этим крупнейшим проектам газпромовские «дочки» получили в конце прошлого года. По крайней мере об этом было объявлено публично. Однако нельзя исключать, что именно функции заказчика по «Штокману» и «Бованенково» станут предметом деятельности новой «дочки». Особенно если «Лентрансгаз» и «Севергазпром» сохранят свои полномочия.
Алексей ГРИВАЧ