|
|
N°154, 28 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подарок к Дню кино
Создание новых картин с этого года сильно осложнится
Фестиваль «Московская премьера», который проходит на этой неделе, устроил в честь Дня российского кино награждение изданий о кино пишущих. Все прошло очень торжественно и нарядно, в деловом центре «Усадьба» с панорамным видом не столько на пестрый мегаполис, сколько на величественное небо с пышными белыми облаками. Но витать собравшимся в облаках не дал Сергей Лазарук, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии, который буквально огорошил представителей печатных СМИ о кино информацией о том, что с октября получение господдержки для создания фильмов будет сопряжено с новой процедурой. Полтора года назад, сообщил г-н Лазарук, когда был принят новый закон о необходимости проведения творческих конкурсов для получения господдержки, кинематографическая общественность ужаснулась и включилась в борьбу по усовершенствованию закона. Но лучше бы она этого не делала, потому что теперь, с утвержденными поправками, он выглядит много хуже.
К старому-то за полтора года все как-то уже приспособились, научились лавировать, а теперь все в недоумении -- что делать? Потому что, во-первых, отменены экспертные комиссии, остались только конкурсные, в которых, по новому закону, число творческих работников должно составлять не менее 50%, а следовательно, для каждой комиссии нужно найти не только двух чиновников, но и трех творцов, которые будут безвозмездно читать заявки и выносить вердикты. Но ко всему эти творцы должны ни нынче, ни в прошлом никаким образом не быть связаны с теми, кто заявку подал. То есть не работать на этих студиях, не сниматься у этих режиссеров, сценаристов, продюсеров... Что в кинематографическом мире почти невозможно... Но это еще полбеды, главное -- по новым правилам проекты должны соревноваться прежде всего не по творческим параметрам (на них вместо прежних 80% теперь отведено всего 45%) а более всего по срокам и бюджету. То есть выбирать из заявок на съемки нового фильма государственные люди и примкнувшие к ним творцы должны не самые интересные, талантливые и увлекательные, а те, что имеют наиболее быстрые сроки и наиболее скромные бюджеты.
Вообще то зрители могут не слишком беспокоиться. Нет сомнения, что как-то из этих глупых обстоятельств вывернутся. Не было случая, чтобы глупость российских законов не компенсировалась невозможностью их буквального исполнения. Вот, например, награжденные в тот же день журналы, среди которых уважаемые и солидные «Искусство кино» и «Киноведческие записки», тоже ведь получают господдержку, но эти деньги по закону нельзя тратить на бумагу и печать. А журналы -- профессиональные и являются едва ли не единственным местом, где можно обсуждать и анализировать искусство кинематографа, и откуда еще можно понять, что все-таки кино пока остается искусством, а не только налогооблагаемым производственным объектом... Да, у них небольшие тиражи, поэтому они не могут себя окупать, но ведь для культуры важно, чтобы они были, чтобы существовало движение кинематографической мысли. И они выходят. Издаются, несмотря на все законы, в новом году им тоже придется снова пройти через тендер... Впрочем, сегодня, как сообщил Лазарук, государство поддерживает 27 киноизданий -- от деловых до развлекательных, и хотя их тиражам далеко до 5 млн «Советского экрана», а число их меньше, чем было в России до революции, они все-таки есть.
Что же касается рентабельности, то как раз фестиваль «Московская премьера» демонстрирует странную психологическую особенность российской публики. На билеты в кино можно обменять купон из газеты «МК», и вот за этими бесплатными по существу билетами стоят очереди на весь Тверской бульвар: в жару, на солнце, немолодые люди часами терпеливо ждут, и все ради того, чтобы увидеть новые отечественные фильмы, которые отказываются брать кинотеатры. Тоже парадокс, и не единственный...
Алена СОЛНЦЕВА