Время новостей
     N°155, 29 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2007
Обходной маневр
Юрий Лужков раскритиковал Бюджетный кодекс
Московские власти, неоднократно критиковавшие нежелание федерального правительства расставаться со средствами стабфонда, недовольны и новой бюджетной политикой Кремля в отношении регионов. Мэр Москвы нашел существенный изъян в новом Бюджетном кодексе (БК) страны, который предусматривает постепенный переход на трехлетнее планирование не только финансовой жизни страны в целом, но и всех ее регионов. Юрий Лужков недоволен тем, что документ упразднил такую развитую в столице форму финансирования конкретных социально-экономических потребностей регионов, как целевые бюджетные фонды (ЦБФ). Об этом он заявил вчера на очередном заседании столичного правительства, которое рассматривало проект бюджета города на 2008 год и трехлетнюю адресную инвестиционную программу столицы до 2010 года.

По словам руководителя департамента финансов Москвы Юрия Коростелева, в первую очередь отмена этой формы финансовых отношений вызвала «неоднозначную» реакцию у их распорядителей -- префектов административных округов столичного региона. Согласно новому Бюджетному кодексу в отсутствие ЦБФ все финансовые решения руководителей округов Москвы по хозяйственным вопросам территорий, такие как, например, дорожное строительство, финансирование школ и медицинских учреждений, должны будут визироваться в мэрии. Что, по мнению руководителя департамента экономической политики и развития города Марины Оглоблиной, лишит префектов «возможности оперативно решать вопросы».

Напомним, несмотря на то, что ЦБФ ежегодно устанавливались законом о бюджете города и могли изменяться в зависимости от целей социально-экономической политики столичных властей, на протяжении уже нескольких лет в городе функционировали в основном одни и те же фонды. В частности, дорожный и экологический, инвестиционный, фонд рекламы и городской информации, фонды развития территорий города Москвы, а также фонд квотирования рабочих мест и фонд по государственной охране, сохранению и популяризации недвижимого культурного наследия. По словам г-жи Оглоблиной, их средства существенно дополняли основное бюджетное финансирование территорий, которое в 2007 году составило порядка 12--14 млрд руб., а в бюджете 2008 года должно вырасти лишь на 10--12%. Как рассказали "Времени новостей" в департаменте экономической политики и развития города, в этом году только расходы дорожного фонда на строительство, реконструкцию и содержание магистральных улиц и дорог составят порядка 50 млрд руб. А на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и другие потребности округов из целевых бюджетных фондов развития территорий будет выделено более 13 миллиардов.

Опасность в «концентрации на верхних уровнях власти» большого числа частных вопросов окружных территорий города видит и сам столичный мэр. По его словам, «наверху следует оставлять общие и координационные функции». «Концентрация же средств приведет к невыполнению на определенных этажах власти громадного количества работы. Перевести хозяйственные функции наверх, значит, потерять их», -- считает Юрий Лужков. Он, по сути, призвал обойти «неоптимальный» Бюджетный кодекс, поручив городским экономистам найти механизм «замещения, который сохранит суть» упраздненной финансовой схемы. Впрочем, по словам Марины Оглоблиной, если не выходить за рамки БК, то механизмом «бесконтактного» финансирования территориальных хозяйственных нужд, вероятнее всего, станут окружные программы развития.

Собственно бюджет города на 2008 год и трехлетняя адресная инвестиционная программа до 2010 года, которая станет отправной точкой формирования в будущем не годового, а трехлетнего бюджета, мэром были одобрены. Предположительно уже осенью Мосгордуме будет предложен очередной социальный бюджет с дефицитом в 102,9 млрд руб., доходы которого составят 949,834 млрд руб., а расходы -- 1052,768 млрд рублей.

Юлия ХОМЧЕНКО