Административная реформа -- дело для нашего правительства перманентное. Заключается она в основном в укрупнении и разукрупнении министерств и ведомств. Продекларированный в 2004 году лозунг: «Даешь сильных министров и министерства-гиганты! Долой надстройку из многочисленных вице-премьеров!» сегодня не в моде. Сегодня в моде лозунг: «Больше вице-премьеров хороших и разных! Долой гигантизм -- каждой отрасли по министру!»
Не так давно один из самых почитаемых в мире отечественных министров, глава Минфина Алексей Кудрин назвал подобный поворот «аппаратной революцией». Сегодня возврат к 2004 году выглядит чуть ли не авангардной политикой. И вчерашняя задумка президиума госкомиссии по Дальнему Востоку и Забайкалью под руководством премьер-министра Михаила Фрадкова реставрировать (или воссоздать -- кому как нравится) министерство рыбного хозяйства уже не кажется неосуществимой.
Поскольку рыба гниет с головы, как гласит народная мудрость, а правительственные чиновники так до сих пор ничего радикального в деле борьбы с коррупцией и браконьерством в рыбном царстве не придумали, решение «поправить что-нибудь в голове» -- ход примитивный, но, вероятно, не самый безнадежный. Стоит вспомнить, правда, что высокопоставленные чиновники рыбных ведомств, как правило, оказывались за решеткой по обвинениям в коррупции и в советские, и в российские времена. И сам Минрыбхоз "понижали" до нынешнего уровня Федерального агентства тоже под предлогом борьбы с тотальной коррумпированностью отрасли.
Тем не менее руководители кабинета, как это было представлено на вчерашнем заседании комиссии, были поддержаны и снизу (простыми рыбаками), и сбоку (желающими возглавить начинание). «Главный по рыбе должен быть один!» -- сказал Михаил Фрадков. Премьер, который давно вынашивает план отдельного «рыбного дня» в министерском меню, поначалу, когда на президиуме битый час слушали чрезвычайно сбивчивую речь заместителя министра сельского хозяйства Владимира Измайлова, пообещал «не заводиться». «Вопросов, наверное, нет. Потому что я, например, ничего нового не услышал. Поручение президента о подготовке мер по изменению ситуации должно было быть готово к 15 августа. А воз и ныне там, -- подвел черту под речью представителя Минсельхоза г-н Фрадков. -- И я все больше укрепляюсь во мнении, что надо делать одно ведомство».
Михаил Фрадков никогда не скрывал, что именно эта его идея не самая безупречная. В конце концов, можно оправдать министерство не только рыбы, но и леса, автомобилей, самолетов и прочих, непросто устроенных в нашем государстве отраслей. Даже, к примеру, министерство пропаганды. Однако современные технологии и административная реформа с 2004 года позволяли как-то обходиться без подобных прямолинейных решений даже в более коррупционных секторах экономики, но вот с рыбой правительственные чиновники не могут совладать -- уплывает вместе с доходами от ее реализации.
Глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, как и подобает бывшему журналисту, вполне литературно обрисовал ситуацию: «То, что происходит с 1985 года в отрасли, иначе как национальной катастрофой не назовешь. У нас рыба на востоке, а народ -- на западе. Поэтому когда мы декларируем: «Российскую рыбу на российский берег», то должны обеспечить инфраструктуру». «Нигде в мире нет открытых рыбных отраслей. Госдеп США даже не допускает возможности обсуждения покупки иностранцами акций рыбных хозяйств, - заявил г-н Крайний. -- А мы? То ли такие все либеральные (в зале послышался смех), отдаем свою рыбу».
Далее глава рыбного ведомства перешел в словесную атаку на коррупционеров: «У нас 16 министерств и ведомств занимаются речным комплексом. И потому браконьеры у нас не единичные, а организованные. Кто под Минсельхозом ходит, кто -- под МВД, а кто -- под ФПС (Федеральная пограничная служба в составе ФСБ.--
Ред.). Одиночка через два часа будет пойман. То есть мы сами рыбака экономически заставляем быть браконьером. А в Москве санитарные органы не разрешают продавать отечественную треску, выловленную в том же месте, что и норвежская, а их треску разрешают?!»
Г-н Крайний закончил свою речь на патетической ноте: «Я бы поддержал, Михаил Ефимович! Нам нужна единая отрасль! Нам необходим единый центр принятия решений».
И все-таки премьер вчера «завелся». Приободренный своим первым заместителем Сергеем Ивановым, который раскритиковал «рыбу» как самую коррупционную отрасль и потребовал немедленных организационных решений, он заявил: «Мы не будем долго находиться в этом колебательном режиме. Не дадим всему проржаветь. В короткий срок мы доложим выводы президенту, чтобы можно было принять и содержательные, и административные решения».