|
|
N°154, 28 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Японию возглавили «ветераны»
Кадровые перестановки увеличат влияние бюрократии
Премьер Японии Синдзо Абэ произвел вчера важные назначения и перестановки в правительстве и в правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Генсеком партии стал бывший глава МИДа Таро Асо, завотделом общих вопросов, ответственным за кадры, -- Тосихиро Никаи, а главой политического комитета, определяющего партийную стратегию, -- Нобутэру Исихара. На посту генсека кабинета министров Ясухису Сиодзаки заменил бывший министр экономической и финансовой политики Каору Йосано. Выступая на пресс-конференции в Токио с оглашением кадровых перемен, он заявил: «Я верю, что премьер Абэ призвал тех, кто наверняка сможет исполнять свои обязанности». И тут же добавил, что не знает «никаких чудесных способов мгновенного восстановления уровня поддержки нового правительства».
Японский МИД возглавил лидер крупнейшей фракции в ЛДП Нобутака Матимура, уже занимавший эту должность с сентября 2004 по октябрь 2005 года при предыдущем премьере Дзюнъитиро Коидзуми. Министром финансов стал Фукусиро Нукага -- в 2005--2006 годах начальник управления национальной обороны, преобразованного премьером Абэ в министерство. Пост министра обороны перешел от Юрико Коикэ, недолго пробывшей в статусе первой женщины -- главы военного ведомства, к Масахико Комура, известного своей жесткой позицией в отношении Северной Кореи. Масудзоэ Еити, активно критиковавший политику Абэ изнутри ЛДП, получил портфель министра здравоохранения, труда и соцобеспечения.
Абэ очень хотел, чтобы перестановки воспринимались как замена его личных друзей профессионалами. Премьер заявил, что новый кабинет «продолжит реформы и обеспечит экономический рост». Но в СМИ и даже в самой ЛДП новое правительство мгновенно окрестили «кабинетом ветеранов». Первоначально в генсеки кабинета прочили министра внутренних дел и коммуникаций Йосихидэ Суга, однако накануне оглашения состава нового кабинета разразился очередной скандал. Стало известно, что две группы поддержки Суги арендовали два офиса в принадлежащем ему здании в Иокогаме, фактически выплатив ему же за это в 2005 году около 20 млн иен.
По мнению одного из влиятельных политиков от ЛДП, пожелавшего остаться неназванным, «сколь бы умными и способными ни были новые выдвиженцы, премьеру не удастся избежать очередного вала критики». Главная причина всех бед Абэ в том, что он «не тянет» груза задач, оставленного его предшественником. Будучи в высшей степени индивидуализированным премьером, что не свойственно японской политической культуре, а также весьма артистичной личностью, Коидзуми твердой рукой осуществлял централизацию управления и модернизацию финансовой системы, лишая политиков способов получения полулегальных денежных средств. Расшатав систему правления, в которой власть фактически принадлежала «триумвирату» в лице теневых политиков от ЛДП, влиятельным бюрократам -- руководителям министерств и главам крупнейших компаний, он на деле вырыл для Абэ яму, в которую тот и свалился.
У Абэ, всегда пребывавшего на вторых-третьих постах в политической иерархии, отсутствуют качества крупного лидера. По этой причине ему пришлось опираться на «тяжеловесов» из ЛДП, столь резко и грубо отстраненных Коидзуми. Те же, традиционно полагаясь на бюрократов, с радостью заговорили о необходимости патриотического воспитания молодежи, изменении мирной конституции, поднятии статуса управления национальной обороны до министерского и тому подобных важных, но далеко не самых актуальных проблемах.
Бюрократы, почувствовав слабину нового премьера, сразу же начали компрометировать все то, чего удалось добиться Коидзуми, и это больно ударило по кабинету Абэ. Основными причинами недовольства населения, приведшего к ошеломляющему поражению ЛДП на выборах половины верхней палаты парламента 29 июля, стала неразбериха с данными пенсионных историй около 50 млн человек, а также череда скандалов, связанных с нецелевым использованием политиками денежных средств. Информацию об этом бюрократы вбрасывали в СМИ, но никто не спросил, отчего же она не передавалась правительству для исправления возникшей ситуации. Главная оппозиционная Демократическая партия (ДПЯ) получала от бюрократии детальные отчеты и потому могла задавать Абэ и его министрам острые вопросы.
Односторонние утечки сделали свое дело, обрушив рейтинг Абэ до 20%. Однако если Коидзуми был борцом, умевшим сопротивляться и, если надо, обращавшимся за поддержкой прямо к народу, то у Абэ таких качеств нет. К тому же реформы Коидзуми, направленные на снижение степени государственного протекционизма, серьезно изменили социально-экономическое положение Японии. Теперь в стране гораздо отчетливее просматривается разница между регионами преуспевающими и потерпевшими неудачу, между городом и селом.
В ЛДП сразу же возникли серьезные сомнения в том, что ее новый генсек Таро Асо справится со стоящими перед ним задачами укрепления внутрипартийной дисциплины и выстраивания новых отношений с ДПЯ после завоевания ею большинства в верхней палате. У Асо, занимавшегося ранее вопросами экономики и образования, катастрофически не хватает опыта именно парламентской работы. Среди теневых руководителей ЛДП бытует мнение, что «лишь человек, способный выстроить максимально возможные отношения сотрудничества с ДПЯ, способен быть генсеком партии». У Асо нет связей с ДПЯ и мало-мальски отработанных механизмов рабочего общения с ней. В самой ЛДП у Асо группа числом всего в 16 человек, ее даже не всегда называют фракцией -- она слишком слаба и не воспринимается всерьез.
По мнению Хэйдзо Такэнака, бывшего министра в правительстве Коидзуми, в новом кабинете влияние бюрократии на политиков будет ощущаться гораздо сильнее, чем прежде. Соответственно, по мнению Такэнака, появилась серьезная потребность в «политиках нового толка», способных динамично реагировать на изменения в политической жизни в условиях усиления роли ДПЯ.
Оппозиция же не намерена сбавлять темп. «Нынешние выборы явились вотумом недоверия кабинету Абэ, и премьер обязан провести выборы и в нижней палате, чтобы народ мог в полной мере выразить к нему свое отношение», -- заявил лидер ДПЯ Итиро Одзава. С большинством в верхней палате ДПЯ не намерена утверждать неугодные ей законопроекты, принятые нижней палатой, где у ЛДП сохраняется большинство. Первым из них станет законопроект о продлении пребывания в Индийском океане военно-морской группировки японских Сил самообороны, оказывающей техническую поддержку войскам коалиции в Афганистане и Ираке.
Еще ДПЯ хочет помешать планам ЛДП обсуждать в парламенте вопрос об изменении конституции страны. В последние месяцы своего численного превосходства в обеих палатах ЛДП сумела провести закон о всенародном референдуме по конституционной реформе, согласно которому любые новшества в основной закон не могут быть внесены до 2010 года, а до этого предполагалось дискутировать в парламенте статьи, намеченные к корректировке. В ЛДП намеревались заняться этим уже на осенней парламентской сессии. Но теперь ДПЯ склонна заморозить все обсуждения по этому вопросу не менее чем на год.
Андрей ФЕСЮН, шеф-корреспондент представительства РИА Новости в Токио, -- для «Времени новостей»