|
|
N°8, 18 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возрождение беспечности
Американцам надоело быть бдительными
Сегодня в США вступает в силу закон о дополнительных мерах безопасности на гражданском воздушном транспорте. Однако происходит это на фоне размывания прежних мер по борьбе с потенциальными террористами, спешно принятых после сентябрьских терактов.
Первой жертвой общеамериканского ослабления бдительности может стать осуществляемое военными воздушное патрулирование. Истребители F-15 и F-16 непрерывно кружат над Нью-Йорком и Вашингтоном, время от времени появляясь над рядом других городов Америки. Летчики имеют приказ сбивать любой самолет, резко отклонившийся от курса и упорно не отвечающий на позывные.
По состоянию на 10 декабря (это был последний день, на который объявлены официальные данные), истребители совершили 13 тысяч вылетов и 207 раз шли на перехват. Лишь один раз тревога была настоящая, но перехватчики сделать ничего не могли, и 15-летний начинающий пилот врезался в стену конторского здания в Тампе на частном самолетике.
Военных беспокоит не столько цена операции (по данным на 10 декабря она стоила 324,6 млн долл.), сколько износ материальной части и усталость личного состава, который не видит большого смысла в бесконечном патрулировании. Летая над городами, летчики пропускают занятия по боевой подготовке, и командование беспокоится, что рано или поздно пробелы дадут о себе знать. Однако слухи о скором окончании патрулирования оказались преждевременными, и Пентагон объявил, что полеты пока продолжатся, но ясно, что это лишь вопрос времени.
Смерть во младенчестве грозит и другому послесентябрьскому почину -- посадке на гражданские самолеты вооруженных охранников. Впервые к этой мере прибег в 1970 году президент Никсон, когда мир захлестнула эпидемия воздушного пиратства. За это время число летающих охранников сократилось с двух тысяч до 32 человек, которые привлекались для сопровождения международных рейсов, -- как известно, 11 сентября террористы угнали четыре лайнера, летевших по внутриамериканским маршрутам. Власти не говорят, сколько охранников они собираются задействовать сейчас, но чтобы охватить все 30 с чем-то тысяч ежедневных рейсов в США, понадобится как минимум 120 тысяч охранников (в одиночку они не работают). Поскольку в зависимости от квалификации и стажа летающий охранник получает от 35 до 88 тыс. долл. в год, общие ежегодные расходы могут достигнуть 10 млрд долларов.
Скептиков опять-таки беспокоят не столько расходы, сколько сама целесообразность присутствия охраны на борту авиалайнеров. Пока в США не было ни одного случая, когда охранники сорвали бы попытку угона. Другие тревожатся, что в спешке на работу наймут недостаточно обученных людей, от которых будет больше вреда, чем толку, -- в самолете нужно стрелять наверняка. Пока что общественность успокаивают тем, что охранникам выдают специальные патроны, пробивающие людей, но не обшивку самолета. Воздушных секьюрити также учат тайно поддерживать связь друг с другом. Например, они могут передавать через стюардесс записки, заложенные между условленными страницами журналов.
«Правительство разрекламировало эту инициативу для того, чтобы поднять публике настроение, но этим дело и ограничивается, -- возмущается бывший глава отдела безопасности авиакомпании Northwest Airlines Дуглас Лэрд. -- О безопасности надо заботиться еще до вылета». Лэрд считает, что в нынешней атмосфере охрана и не особенно нужна: пассажиры, считая, что им нечего терять, мигом набросятся на угонщиков. Опыт подтверждает это предположение: пассажиры спасли себе жизнь, скрутив долговязого Ричарда Рида, направлявшегося из Парижа в Майами во взрывчатых кедах. В других случаях пассажиры и экипаж не раз успешно усмиряли разбушевавшихся на борту психов.
В соответствии с новыми требованиями конгресса США американские авиакомпании вводят сегодня более строгие правила безопасности в отношении багажа пассажиров. Авиакомпаниям предписано ввести выборочную проверку багажа на взрывчатку и следить за тем, чтобы ни один сданный в багаж и погруженный на борт лайнера чемодан не улетел без хозяина. Подобное правило уже давно действует на международных рейсах, но на внутренних линиях Америки оно применяется впервые.
Хотя министр транспорта США Норман Минета отрапортовал о готовности выполнить волю законодателей, конгрессмены-демократы недовольны «неадекватностью» плана администрации Буша. Нововведение не дает защиты от террористов-самоубийц, готовых погибнуть от собственной бомбы. Осталась лазейка и для террористов-жизнелюбов, которые могут умышленно пропустить стыковочный рейс -- их багаж все равно полетит дальше, так как в случае пересадки сопоставление списка наличных пассажиров с багажными бирками по-прежнему не проводится. Если же некто сдаст багаж, но передумает лететь, то рейс ждет неминуемая задержка -- все чемоданы придется выгружать, искать среди них вещи «отказника» и загружать по новой.
«Неадекватность» мер обусловлена катастрофической нехваткой в аэропортах специальных установок и служебных собак, из-за чего введение тотальной проверки всего багажа на взрывчатку откладывается до 31 декабря. Производители спецтехники уже подсчитывают ждущие их прибыли -- по оценке минтранса США, в 400 аэропортах потребуется установить более 2 тысяч автоматических детекторов взрывчатки стоимостью миллион долларов за штуку.
Госдепартамент США ввел новую визовую анкету с целью предотвратить въезд в страну потенциальных террористов. Дополнительную анкету-заявление из 18 пунктов (форма DS-157) должны будут заполнять «все мужчины в возрасте от 16 до 45 лет «. Заявитель должен, в частности, указать полное имя супруги, отца и матери, ответить на вопрос, имеет ли он какую-либо специальную квалификацию, подготовку или опыт работы с огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами или в ядерной, биологической или химической сферах, был ли участником военных конфликтов, перечислить все страны, которые посетил за последние десять лет, а также те, которые когда-либо выдавали ему заграничный паспорт, указать «название его племени или рода (если известно)». В посольстве США опровергли информацию о том, что россиянам придется проходить через процедуры измерения формы черепа и сканирования глазного яблока.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк