|
|
N°154, 28 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высоко сидим, далеко глядим
В Москве прошел очередной фестиваль видеоискусства ПУСТО
В этом году фестиваль ПУСТО, проходивший в Москве четыре дня с четверга по воскресенье, продемонстрировал, что видеоискусство снова находится на пике актуальности как наиболее демократичное средство выражения мысли современных художников. Мероприятие проходило на крыше шедевра русского конструктивизма -- Дома-коммуны архитектора Ивана Николаева на улице Орджоникидзе. Толпы молодежи, арткомьюнити и просто досужие любители оупен-эйров (перфомансов на открытом воздухе) имели возможность в течение трех дней наблюдать произведения современных видеохудожников в режиме скрининга, сидя напротив мансард-ульев читального зала Дома-коммуны.
ПУСТО давно уже стал любимцем московской публики. Задача организаторов вынести искусство из галерейного пространства на улицы города в этом году удалась вполне. Закрытие фестиваля проходило на «Винзаводе», новоявленной Мекке современного искусства. Это место стремительно обрастает модной глянцевой славой и привлекает уже не столько людей, хоть как-то причастных к современному искусству, сколько толпу светских зевак, клубную молодежь. К сожалению, закрытие ПУСТО всегда включает в себя показ так называемых «Запретных плодов», то есть работ, содержащих нецензурный визуальный материал, и поэтому не может проходить в открытом городском пространстве, а вынуждено замкнуться в ночных клубах Москвы и близких им территориях.
К смотру видеоработ, недавних или не известных, организаторы применили практически революционный подход. Звезды видеоискусства выступали наравне с начинающими художниками, а также со своими западными коллегами. Таким образом, зрители могли максимально объективно оценивать качество работ, а громкость и длительность их аплодисментов после каждого ролика вполне могли служить мерилом народной оценки. И все же, безусловно, фавориты выделялись. Например, в первый день показывали видеофильм Дмитрия Александровича Пригова, уговаривавшего кошку сказать слово «Россия».
И безусловно, привлекали внимание работы молодых звезд российского видеоискусства. Знаменитая «Рекламная колыбельная» Якова Каждана, победившая на фестивале «Изолента», вызвала овации аудитории еще более громкие, чем его же «Быть Микеланджело». Работа Ксении Перетрухиной «Стишок» (своеобразный оммаж Биллу Виоле) заставила зрителей издать тихий гул восхищения, а ее «Парад», любимец западной публики и участник международных выставок, привел толпу в восторг. Народная любовь к творчеству артгопнических «Синих Носов» с каждым годом лишь усиливается. В этом же году показали и их преемников -- группу «Волга-драйв». Безусловными лидерами можно также считать работы Александры Митлянской и четы Блюмис, чьи розовые кролики второй год подряд являются героями фестиваля. Работы начинающих художников также не остались незамеченными. Маша Ша, поистине одна из главных персон этого года, представила целых семь работ, в основном совсем ранних, студенческих, и они были ничуть не хуже роликов ее опытных коллег. Ну и конечно, одним из хитов фестиваля стала программа Гете-института «В непрестанном движении», часть которой показывалась на стене Дома-коммуны, а остальные пять работ -- в рамках закрытия.
Подводя итоги, отметим, что зритель в Москве становится более подготовленным, лояльным по отношению к современному искусству. Популяризаторский формат фестиваля ПУСТО, несомненно, этому процессу способствует, проводя подобные «отчетные» смотры на свежем воздухе в режиме дружеской тусовки, где нет никаких галерейных законов, музейных правил и прочих неприятных, отпугивающих от современного искусства вещей. Еще одной важной вещью является то, что в Москве постепенно складывается иерархическое, узаконенное сообщество видеохудожников, и видео становится, хоть и постепенно, одним из наиболее востребованных видов искусства.
Глеб МЫШКИН