Время новостей
     N°153, 27 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2007
Сомнительная десятка
От Бунинской премии отказались эксперты
Среди многочисленных литературных премий недавно, с 2005 года, появилась еще одна -- Бунинская, с очень серьезной суммой премиальных (20 тыс. евро), что, понятно, привлекло к ней дополнительное внимание. Потому что среди учредителей премии организации не то чтобы не солидные, но какие-то не вполне ясные: Московский гуманитарный университет, Общество любителей российской словесности, Национальный союз негосударственных вузов, Национальный институт бизнеса, Центр современной литературы. Впрочем, премии могут учреждать хотя бы и образовательные учреждения, никому не заказано. Главное, чтобы была понятна цель и стратегия, тогда премия полезна для литературного процесса. Но у Бунинской именно с этими определяющими факторами как раз самая большая проблема.

Поначалу преми была прозаической, во всяком случае первые два лауреата выбирались из числа писателей-прозаиков: Вадим Месяц и Андрей Битов. Но весной этого года в регламенте премии произошло изменение: было решено теперь наградить поэта, но уже не 20 тыс. евро, а всего пятнадцатью. Оставшиеся пять должны были достаться литературному критику (увы, разница в размере награды отражает место критики в общественной иерархии). Но поскольку в литературном мире уже существует премия «Поэт», то организаторы предпочли на поэзии не зацикливаться, а каждый раз выбирать для награждения новый художественный жанр. А почему нет, можно награждать, ну, например, публицистику, или драматургию, или юмористику...

Вручение премии поэту и критику предположительно назначено на 23 октября, а решать, кому из десяти номинантов дать приз, должно жюри под руководством большого ценителя и знатока поэзии Святослава Бэлзы.

Но сначала был отобран лонг-лист премии, в него вошло аж 84 поэта, среди них Юрий Кублановский, Ирина Лиснянская, Глеб Горбовский, Иван Жданов, Виктор Куллэ, Глеб Шульпяков, Санджар Янышев, Алексей Цветков, Сергей Гандлевский, Бахыт Кенжеев, сообщил «Коммерсант». В конце сентября длинный список должен был быть сокращен до короткого, а про награду критику вообще ничего не сообщали, зато обещали помимо главной награды еще четыре -- по тысяче евро, финалистам короткого списка.

Однако в пятницу, 24 августа, вдруг взбрыкнул экспертный совет Бунинской премии, сообщив о самороспуске и снятии с себя ответственности за обнародованный список претендентов, передало РИА Новости. До такого шага экспертов, как сказано в заявлении, довели действия попечительского совета, который без предварительной экспертизы включил в (и без того, заметим, длинный) список десять номинантов, постоянные изменения регламента премии и отмена ранее принятых экспертным советом решений.

Эксперты опасаются, что навязанная оргкомитетом «десятка» окажется «привилегированной», и именно эти имена оргкомитет будет лоббировать и в дальнейшем, хотя члены экспертного совета, специалисты в современной литературе, про некоторых из них никогда ничего не слышали и с творчеством не знакомы. А поведение членов оргкомитета до сих пор не гарантировало независимость и непредвзятость выносимых решений. "Получается картина странная: экспертный совет становится бутафорским органом, мнением которого никто не интересуется. Мы, естественно, не можем и не хотим воспрепятствовать вручению Бунинской премии тем, кому ее хотят вручить учредители. Но только экспертный совет к этому не имеет отношения", -- заявил один из членов экспертной комиссии, профессор РГГУ Дмитрий Бак.

Сообщается, что за самороспуск экспертного совета проголосовали шесть из девяти его членов. Оставшиеся трое не высказались ни "за", ни "против".

Так что теперь, оставшись без экспертного мнения, Бунинская премия стала еще более сомнительной, чем была с экспертами. Вообще странно, что найти не маленькие деньги на премию оказывается легче, чем толково объяснить всем и самим себе, на что именно и зачем эти деньги собираются потратить и ради чего вообще затевают все дело. «Шумим, братец, шумим», как говорил персонаж бессмертной комедии Грибоедова.

Глеб МЫШКИН
//  читайте тему  //  Круг чтения