|
|
N°153, 27 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В плену у ритма
В Москве проходит первый фестиваль искусства Кореи
Значительная часть программы феста уже свершилась в минувшие выходные -- прошли кинопоказы, выступил оркестр народных инструментов, заинтересованным читателям представили книгу «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» (на корейском языке). Но многое еще и впереди: завтра в Доме музыки покажут молодежное шоу «Доброе утро, Би-Бой», а послезавтра там же появится театр марионеток Hyundai. Наиболее любопытные события относятся к области балета и танца: завершится фест 1 сентября «Тщетной предосторожностью» (ее сыграют в Детском музыкальном театре, и нет сомнений, что зал будет набит до отказа -- корейская балетная школа сейчас на высоте, в коллекции театра спектакли от Григоровича до Жан-Кристофа Майо, и многие захотят взглянуть, как ведущая труппа страны танцует старинный комический балет), а начался он выступлением национальной танцевальной труппы Кореи.
Спектакль «Корейская фантазия» -- это череда народных танцев (разумеется, приглаженных, стилизованных, как всегда бывает, когда простодушное изъявление эмоций становится материалом для продуманной композиции). Начинается все с женского... хоровода? Группа девушек в синих и алых высоких юбках движется по кругу, вот только ритм не предполагает никакой напевности, свойственной нашим широтам, -- девицы почти бегут, то и дело слегка подскакивая на одной ноге, да еще и руками начинают размахивать, как школьницы, возвращающиеся домой (только школьных сумок в руках недостает). Разбиваются в две шеренги, устраивают «ручеек», две линии снова скручиваются чуть ли не в жгут -- и все это с интонацией девчачьей забавы; никакой значительности; никакой надменности первых красавиц, призванных представлять страну. Пафос ненадолго появляется в мужском танце, когда выходят «аристократы» в «танце журавлей» -- гордая птичья походка, сияющая белизна одежд и черная широкополая шляпа. Да, им свойственна птичья важность, но и птичья тревожность, и птичья стремительность -- мгновенная перемена позы и снова отрешенное плавное покачивание.
Влюбленная парочка вела нежный дуэт, похожий на все любовные дуэты мира (вот только при поцелуях они закрывались большим веером), -- это был номер под названием «Песнь любви», и программка объясняла, что герой и героиня впервые смогли встретиться, преодолев различия в социальном положении. Самым же впечатляющим был танец с барабанами.
Сцена разграничена рядами стоек с барабанами -- они образуют этакие клетки-комнатки. В первом ряду таких комнаток семь, и они отданы мужчинам. Во втором ряду, на возвышении, -- восемь; это женское пространство. У каждого артиста барабаны слева, справа и сзади, и, собственно, весь танец состоит из отбивания сумасшедшего ритма и временных выходов из комнаток. Не то чтобы попыток убежать от барабанов и от собственной судьбы, но кратких моментов передышки, когда ритм все равно не отпускает и люди продолжают отстукивать его просто палочками.
Сосновая ветка, склонившаяся над гигантской сценой «Театрариума на Серпуховке». Сумрачная луна на заднике. И зал, пытающийся восторженно хлопать в такт, не попадающий в сложный ритм и ничуть от этого не расстраивающийся. Центр Стаса Намина, организовавший этот фестиваль, заслуживает безусловной благодарности за хорошую идею.
Анна ГОРДЕЕВА