|
|
N°153, 27 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Немецкий НПЗ остался без русской нефти
ЛУКОЙЛ немного сократил поставки сырья по нефтепроводу «Дружба»
Германский нефтеперерабатывающий завод PCK Raffinerie в бранденбургском Шведте-на-Одере в минувшую пятницу неожиданно заявил о резком сокращении поставок российской нефти. Как сообщил Reuters представитель предприятия, поставщики нефти заранее известили о возможных перебоях в поставках. Руководство НПЗ, по его словам, уже вынуждено искать новые, альтернативные России, источники сырья. Официально называть имя поставщика представитель PCK Raffinerie не стал. Но по данным «Транснефти», из крупных российских компаний, осуществлявших экспорт нефти в Германию, сокращение поставок наблюдалось только у ЛУКОЙЛа. «Но это небольшие объемы, равные отставанию от графика поставок в один-два дня», -- пояснил «Времени новостей» вице-президент транспортной компании Сергей Григорьев. В ЛУКОЙЛе пока отказываются комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что экспортными поставками нефти занимается не сама компания, а трейдеры, с которыми она работает. Речь, судя по всему, идет о повышении цены продажи нефти, с чем немецкая сторона не желает мириться.
PCK Raffinerie (основные акционеры -- Shell Deutschland, Ruhr Oel, Agip и Total) мощностью 10 млн тонн нефти в год является одним из 14 нефтеперерабатывающих заводов в Германии и производит порядка 10% нефтепродуктов в стране. Построен этот завод был еще в 1960-х годах на границе ГДР и Польши на окончании нефтепровода «Дружба». До этого года проблем с поставками нефти у руководства НПЗ никогда не было. А в январе, как известно, между Россией и Белоруссией разгорелся скандал по вопросу экспортных поставок нефти по «Дружбе», в результате чего «Транснефть» в одностороннем порядке перекрыла нефтепровод. PCK Raffinerie был одним из первых европейских нефтеперерабатывающих заводов, ощутивших на себе последствия этого конфликта. Как говорили тогда «Времени новостей» представители предприятия, завод смог продолжать работать только за счет собственных резервов нефти.
Но на этот раз сокращение поставок, о котором говорит немецкая сторона, явно не было связано с какими-либо политическими или макроэкономическими причинами. Скорее всего стороны конфликта не смогли договориться по стоимости поставок. Это подтверждают и в «Транснефти». «Дружба» как работала на свою мощность, так и работает, так что тут имеют место свои отношения между покупателем и поставщиком нефти, -- заметил г-н Григорьев. -- Такие случаи далеко не единичны на рынке».
Источник Интерфакса в ЛУКОЙЛе отмечает, что главным при поставках нефти на германские заводы для нефтяной компании по-прежнему остается вопрос цены. По его словам, после повышения Белоруссией этой зимой тарифов на транзит российской нефти почти на 35%, до 3,5 долл. за тонну, германское направление стало для нефтяной компании менее рентабельным. В PCK Raffinerie этот факт в определении цены, судя по всему, учитывать не стали. Сейчас в компаниях отмечают, что уже приступили к переговорам о поставках нефти на завод.
По данным ЦДУ ТЭК, основным поставщиком российской нефти в Германию является «Сургутнефтегаз» -- в среднем он импортирует 1,2 млн тонн в месяц (около 65% от всего объема российской нефти). ЛУКОЙЛ поставлял в Германию в первом полугодии по 480 тыс. тонн в месяц. Поставки российской нефти на PCK Raffinerie осуществляются в основном через российско-германскую трейдерскую компанию Sunimex Handels. ЛУКОЙЛ уже несколько раз пытался обойти ее при поставках нефти на НПЗ в Польше, однако пока безрезультатно. Не исключено, что нынешний конфликт был вызван желанием нефтяной компании работать с НПЗ напрямую.
Анна ГОРШКОВА