Время новостей
     N°153, 27 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2007
Берега финансовых потоков
Зачем столичная мэрия и «Росприроднадзор» пытаются избавиться от дебаркадеров на Москве-реке
На Москве-реке развернулось настоящее водное сражение: бюрократическая машина топит дебаркадеры. Чиновники вдруг заговорили о том, что плавучие рестораны, офисы и казино -- источник загрязнения реки, при этом у многих из них нет абсолютно никаких прав стоять в центре города, внешний вид которого они вдобавок портят. Их владельцы, годами развивавшие свой бизнес, с давлением властей, по их словам, сталкивались всегда. Но именно в последнее время из уст чиновников стали раздаваться громкие заявления том, что Москву-реку надо очистить от дебаркадеров. Причем поводы для этого, как кажется бизнесменам, абсолютно надуманные. Газета «Время новостей» попыталась разобраться в хитросплетениях этой битвы на Москве-реке.

«Поплавок» пошел ко дну

Недавно представители «Росприроднадзора» штурмом взяли «Поплавок» -- плавучий ресторан на Якиманской набережной был отбуксирован на специальную стоянку за пределами Москвы. В ходе проверок дебаркадера, проходивших в конце июля -- начале августа, инспекторами «Росприроднадзора» был выявлен целый ряд нарушений. Как говорится в официальном сообщении, размещенном на сайте природоохранного ведомства, у владельцев дебаркадера отсутствовали разрешительные документы как на само судно, так и на причальные сооружения. Кроме того, в «Росприроднадзоре» утверждают, что с дебаркадера в реку сбрасывались отходы. После проверок владельцы дебаркадера -- представители ООО «Маис» -- неоднократно вызывались в природоохранное ведомство, однако никто из ответственных за плавучий ресторан там так и не появился, поэтому было решено опечатать «вредный» дебаркадер и убрать из центра Москвы. Однако с таким решением, как и следовало ожидать, владельцы «Поплавка» не согласились. В итоге инспекторы «Росприроднадзора», прибывшие на дебаркадер, столкнулись с вызванными владельцами представителями частного охранного предприятия, которые мешали опечатывать судно. Конфликт был разрешен приехавшими милиционерами, задержавшими нескольких охранников и составившими протокол об административном правонарушении на основании ст. 19.4 КоАП «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)». Вызванный на «место преступления» буксир эвакуировал плавучий ресторан, а «Росприроднадзор» теперь готовится направить в Генеральную прокуратуру и ГУВД Москвы материалы по владельцам дебаркадера.

Ресторан «Поплавок» стал первым дебаркадером, убранным чиновниками из столицы. Возмутителем спокойствия владельцев плавучих ресторанов и офисов традиционно стал неутомимый заместитель главы «Росприроднадзора» Олег Митволь. Осень 2006 года можно считать точкой отсчета активной фазы борьбы с дебаркадерами. В сентябре г-н Митволь в пылу сражения за чистоту Серебряного Бора неожиданно нагрянул на пришвартованные у берега дебаркадеры. В одном из них он не обнаружил канализации. А этого, по словам г-на Митволя, «достаточно для того, чтобы выселить плавсредство за пределы города». После этого власти взялись и за другие дебаркадеры.

Претензии и претенциозность

В Москве есть дебаркадеры-замки, дебаркадеры-ладьи, дебаркадеры-дома. Их внешний вид действительно иногда можно назвать претенциозным. «Владельцы просто поражают своей наглостью. Так, на пяти кораблях, пришвартованных вдоль Фрунзенской набережной, появилось такое количество надстроек, что уплыть они уже никогда не смогут», -- заявил в середине июля на своей пресс-конференции руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столичного правительства Леонид Бочин.

В отличие от г-на Бочина критиковать своих оппонентов открыто владельцы и арендаторы дебаркадеров желанием не горят: рассказать «Времени новостей» о противостоянии с чиновниками многие из них отказались. Представитель одного из плавучих ресторанов, все-таки согласившийся на интервью, попросил не называть его имени и места работы.

«Разве вам не нравится та красота, которая у нас тут?» -- говорит представитель ресторана, который арендует дебаркадер как раз на Фрунзенской набережной, вспоминая слова г-на Бочина. Но эту проблему владельцы дебаркадеров готовы были обсудить с властями. «В письме мэру Юрию Лужкову мы написали: изложите свои претензии по внешнему виду, мы готовы переделать, если действительно есть какие-то нарушения. Но ведь так никто и не ответил!» -- говорит представитель ресторана. Проигнорировали столичные чиновники судовладельцев и когда в 2001 году была разработана новая схема размещения объектов на Москве-реке -- дебаркадерам в ней места не было. «Мы готовы были сотрудничать со столичными чиновниками, но нам никто ничего так и не ответил», -- говорит один из владельцев дебаркадеров. Схема же так и не была принята -- не понравилась общественному совету при мэре.

Есть у судовладельцев и другие предположения о причине такого «интереса» со стороны властей. «Было создано ГУП «Берега Москвы», которое должно ведать как раз набережными. По слухам, уже существует проект по превращению наших ресторанов в стоянку водного такси», -- говорит представитель плавучего ресторана, согласившийся на интервью.

А одного своего бизнес-мотива столичные чиновники и вовсе не скрывают. «За дебаркадер площадью от 300 кв. метров его владельцы платят в год от 9 до 20 тыс. руб. Это очень выгодный бизнес для владельцев дебаркадеров: плата за пользование водной поверхностью в тысячу раз меньше, чем за пользование землей», -- считает г-н Бочин. Несмотря на то что среди владельцев дебаркадеров уже нашлись те, кто готов договориться -- пересмотреть арендную плату, большинство ссылается на закон. «Как в законе написано, так мы и будем делать -- он один для всех», -- говорит собеседник нашей газеты. На вопрос корреспондента «Времени новостей», не страшно ли ему при этом за бизнес, он недоумевающе посмотрел и ответил: «Да как мне может быть страшно, если закон на моей стороне. Сколько мы должны платить за аренду, там четко прописано, столько и платим. И с документами проблем нет».

«Даже если нарушений не будет, мы их найдем»

Главный оппонент владельцев плавучих ресторанов, офисов, казино -- московские власти, заручившиеся поддержкой на федеральном уровне. На своей пресс-конференции руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин от лица всего столичного правительства пообещал очистить город от дебаркадеров. «Правительство Москвы заявляет ответственно и очень жестко: акватория Москвы-реки будет освобождена от всех дебаркадеров. В течение года мы с этой задачей справимся», -- сказал он. Ему неоднократно вторил после своего рейда в Серебряный Бор и заместитель главы «Росприроднадзора» Олег Митволь, который насчитал на Москве-реке более ста плавучих ресторанов и офисов, находящихся на ней незаконно.

То, что свою борьбу с дебаркадерами столичные чиновники собираются довести до победного конца, они не скрывают. Более того, они не скрывают, что действительно начали войну. «Если нарушений на дебаркадерах не будет, поверьте, мы их все равно найдем», -- язвительно заявил все на той же пресс-конференции Леонид Бочин.

«Бочин вовсе не скрывает того, что собирается найти нарушения, если даже их нет, -- говорят в одном из плавучих ресторанов. -- Но как он может их найти, если по закону у нас все в порядке?!» И в доказательство своих слов показывает корреспонденту «Времени новостей» все 44 документа, которые необходимы для получения лицензии на водопользование. На взгляд неспециалиста -- а я бумаги глазами пробежал -- нарушений нет.

Однако если тщательно искать, то найти нарушения можно. Например, один из плавучих ресторанов, как стало известно «Времени новостей», был оштрафован за отсутствие договора на вывоз бытовых отходов, датированного прошлым годом. Однако арбитражный суд, после того как туда обратились владельцы, отменил штраф.

К слову, к проверкам владельцы плавучих ресторанов уже привыкли, случаются они еженедельно. «То «Росприроднадзор» придет, то «Роспотребнадзор» придет, то столичные службы приедут, и все что-то ищут, ищут. Но у нас все в порядке», -- говорит в интервью «Времени новостей» представитель плавучего ресторана на Фрунзенской набережной.

Заборы в виде парапетов

Как рассказал «Времени новостей» один из владельцев дебаркадеров, проверяющие службы скоры на выписку штрафов, однако потом эти штрафы судом отменяются. Видимо, поэтому, памятуя о словах Леонида Бочина, чиновники придумывают разные способы, чтобы избавиться от неугодных плавучих ресторанов и офисов. Все на той же своей пресс-конференции руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды, видимо уже познакомившийся с какими-то из решений судов, вставших на сторону владельцев дебаркадеров, пообещал попытаться оставить плавучие увеселительные и «питательные» заведения без клиентов. Как это сделать? Например, запретить парковку. «Мы повесим знаки «Парковка запрещена», и клиенты не смогут попасть на дебаркадеры», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» некоторое время назад Олег Митволь. И действительно, через какое-то время знаки появились. «Пришли наши охранники и увидели эти знаки. Висят по всей набережной. Теперь еще ездят патрули ГАИ, которые препятствуют нашим клиентам ставить свои машины, -- возмущенно говорит представитель ресторана. -- Теперь им приходится ставить машины на стоянку напротив, но почему они должны подвергать свою жизнь опасности, перебегая через дорогу?» Напротив ресторана машины действительно ставить можно -- запрещающих парковку знаков там нет. Может быть, их там нет потому, что напротив -- Министерство обороны.

Кстати, г-н Митволь предложил еще одно интересное решение для воспрепятствования «проникновению» на дебаркадер. «Когда они обустраивали свои набережные, для входа они разобрали каменные парапеты. Это незаконно, делать этого они не могли. Можно просто снова восстановить парапеты», -- сказал он. Пока парапеты не установили, и владельцы дебаркадеров иронически замечают, что надеются на то, что парапеты не превратятся в заборы.

Капитан стоечного флота

Валерий Никонов -- шкипер на двух дебаркадерах, пришвартованных на Фрунзенской набережной, работает в компании, владеющей ими и сдающей их в аренду. Они считаются судами -- судами стоечного флота, поэтому на каждом из них есть шкипер -- капитан судна (так можно назвать должность Валерия Никонова) и команда. Вопросами строительства и эксплуатации плавательных сооружений Никонов занимается уже давно -- с начала девяностых. А на дебаркадерах он трудится с 2004 года, поэтому хорошо знает историю противостояния московских властей с плавучими офисами и ресторанами, ведь началась она не с нынешнего лета. «Ощущаем давление со стороны городских служб уже давно. Активность действий городских чиновников против нашего бизнеса периодически то усиливается, то ослабевает», -- говорит Валерий Никонов, к профессиональному техническому образованию которого за время его работы, а соответственно и конфликтов с властями, факультативно добавилось неплохое знание юриспруденции. Компания, в которой он трудится, начала освоение водного пространства Москвы в 1998 году -- тогда было выкуплено несколько дебаркадеров. «В 1998-м наша компания купила дебаркадеры у человека, который занимался ими где-то года с 1993-го», -- рассказывает Валерий Никонов. Бывший хозяин, по его словам, получил «на руки» от властей обычную часть набережной, с присвоенным адресом. Больше не было ничего. «Он обустроил причал, пригнал дебаркадеры, выстроил все коммуникации», -- говорит шкипер. По его словам, мэр Юрий Лужков, теперь один из главных противников плавучих заведений, в середине девяностых, как только стал мэром, наоборот, выступал за освоение набережных -- видимо, градоначальнику не давали покоя лавры Парижа и Лондона. Однако уже тогда единства среди чиновников не наблюдалось. «Даже после выхода распоряжения мэра о начале освоения некоторых набережных, в том числе и Фрунзенской, какие-то вопросы, связанные с обустройством береговой инфраструктуры, отдельными чиновниками, в основном средним звеном, тормозились и решались только после вмешательства более высокопоставленных чиновников московского правительства», -- говорит Валерий.

Бизнес в отключке

В ночь на 27 сентября 2006 года -- после митволевских рейдов в Серебряном Бору -- Валерия Никонова разбудил телефонный звонок: звонил член команды одного из дебаркадеров, переоборудованного под офис, который сказал, что на корабле отключили воду. «Из-за того что нам отключили воду, мы были вынуждены разорвать договоры со всеми своими арендаторами, -- говорит шкипер. -- Сейчас мы сдаем только часть офисов людям, готовым к отключениям. Вообще желающих много, но что мы можем сделать, если нет уверенности в том, что нам опять что-нибудь не отключат?»

Именно отключениями коммуникаций (даже не знаками «Парковка запрещена») столичные власти теперь надеются выжать дебаркадеры за пределы города. Москва-река согласно Водному кодексу находится в федеральном ведении. Бороться с дебаркадерами, расположенными на ней, формально не в компетенции столичных властей. «Мы не можем диктовать свои условия на воде, зато суша принадлежит городским властям. Отключим системы жизнеобеспечения -- сами переедут куда-нибудь в Астрахань. Возможно, там бизнес у них пойдет не хуже, чем в Москве», -- сделал заявление в духе военного времени, когда важно отрезать противника от коммуникаций, Леонид Бочин.

По слухам, уже есть постановление Юрия Лужкова, предписывающее отключать дебаркадеры от воды, света и тепла. О нем слышали и столичные энергетики. «Приказ мэра как огненный шар: все пытаются его перебросить друг другу. Дело в том, что у нас с потребителями долгосрочные договоры, но и градоначальника мы не можем ослушаться. Вся эта политика Юрия Лужкова уже всем надоела», -- рассказал «Времени новостей» источник в одной из столичных энергокомпаний. К слову, после отключения воды на одном из дебаркадеров, на котором трудится Валерий Никонов, компания подала иск в суд и выиграла.

Лицензий нет и не будет

Новый Водный кодекс, принятый недавно, изменил ситуацию. Раньше лицензии владельцам дебаркадеров выдавала федеральная структура -- Московско-Окское бассейновое водное управление (МОБВУ), которое, кстати, тоже находилось на одном из дебаркадеров на Фрунзенской набережной и съехало лишь несколько месяцев назад. «Лицензии нам там выдавали на короткие сроки, не больше чем на год-два», -- говорит Валерий Никонов. Но именно МОБВУ Леонид Бочин обвинил в том, что управление выдало множество лицензий на десятки лет и теперь городу предстоит за это расплачиваться.

С 1 января, после вступления в силу нового Водного кодекса, ответственность за выдачу разрешительных документов перешла от федерального органа власти к региональному. И это изменение столичным чиновникам явно пришлось по душе, ведь теперь «береговая линия» Москвы-реки фактически оказалась в их власти. «Нам удалось до 1 января 2007 года получить новую лицензию. Кто теперь будет этим заниматься, толком непонятно. Поэтому те, кто не успел вовремя оформить все документы, теперь сталкиваются с большими трудностями -- договоры с ними не заключают», -- говорит Валерий Никонов.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ