|
|
N°153, 27 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любимая игра миллионов. Долларов
Карьера футболистов в условиях, когда стоимость переходов растет ядерными темпами, все более сильно зависит не только от личных качеств игроков, но и от тех, кто торгует этим «живым товаром».
Самые богатые российские клубы, прославившиеся безбашенными трансферами игроков, уже столкнулись с этой проблемой: покупая футболистов по явно завышенным ценам, клубное начальство потом вынуждено либо сбывать их гораздо дешевле (как это было, например, у «Спартака» с аргентинцем Фернандо Кавенаги), либо терпеть, выплачивая этим игрокам несообразную их мастерству, таланту, а порой и отдаче зарплату. Но для России эта проблема еще не так остра, как для ведущих клубов мира. Однако если траты миллиардеров, все охотнее скупающих команды главных национальных чемпионатов, нас не должны особо волновать, то судьба игроков, часто становящихся заложниками этих соревнований «тугих кошельков», вызывает опасения.
Начало нынешнего футбольного сезона в Европе ознаменовалось несколькими скандальными сюжетами трансферных войн. Причем хотя подобные скандалы вроде бы уже не являются чем-то из ряда вон выходящим, их количество и степень ожесточенности явно нарастают.
Лондонский «Вест Хэм» (в просторечии «молотобойцы») категорически не хотел отпускать в «Манчестер Юнайтед» приобретенного у бразильского «Коринтианса» совершенно левым путем (скандал по поводу этого перехода не утих до сих пор) форварда сборной Аргентины Карлоса Тевеса. В результате Тевес все-таки ушел (агент согласовал условия с «МЮ», а у «Вест Хэма» не хватило финансовой и лоббистской мощи, а также игровой привлекательности, чтобы удержать свою главную звезду). В отместку начальство «молотобойцев» распорядилось выбросить все вещи из дома, который арендовал Тевес, в момент, когда он играл за сборную Аргентины на Кубке Америки. Тот же «МЮ» оказался причастен к еще одному эпизоду трансферных войн. Аргентинский защитник манкунианцев Габриэль Хайнце категорически не хотел играть за свой клуб, желая перейти в «Ливерпуль». А руководство команды из Манчестера столь же категорически не хотело усиливать одного из главных конкурентов. В результате игрока пришлось в буквальном смысле слова пристраивать в мадридский «Реал», потративший в этом году на приобретения едва ли не рекордную сумму в своей истории. Сам Хайнце в «Реал» переходить не хотел, и теперь решительно непонятно, как сложится его карьера.
Таким же «внезапным» может оказаться и трансфер одного из лучших крайних защитников мира бразильца Даниэля Алвеша, амбициям которого стала мала «Севилья». Активные попытки перекупить игрока со стороны «Реала» и «Челси» блокировало руководство «Севильи», которое сочло цену, предложенную грандами за Алвеша, недостаточной. Похожая ситуация, но с обратным знаком, у Андрея Шевченко. «Милан» вроде бы и хотел выкупить его за полцены от той, по которой «Челси» год назад продавал украинского форварда «Милану». Но Роман Абрамович при всем своем богатстве не счел возможным потерять на сделке 50%. Теперь уже киевское «Динамо» не прочь арендовать у «Челси» знаменитого форварда, вот только едва ли такой поворот в карьере понравился бы самому Шеве: уж слишком явное понижение статуса.
Вот и получается, что запредельные суммы сделок в нынешнем большом футболе практически не оставляют многим талантливым игрокам шансов на естественное развитие своей карьеры. Их могут продать против их воли или, напротив, насильно пытаться держать в команде. И это вполне естественная плата за умопомрачительные цифры в зарплатных ведомостях, натуральная «золотая клетка». Естественная с точки зрения владельцев клубов, которые за свои деньги хотят владеть лучшими футболистами мира, не слишком заботясь, каково самим игрокам. Собственно, когда тебе платят зарплату, на которую не может претендовать 99,9% менеджеров корпораций, не говоря уж о рядовых работниках, о твоем моральном самочувствии вроде как никто думать и не обязан.
При этом повальная мода на покупку футбольных клубов американскими, российскими, таиландскими, исландскими и прочими миллиардерами привела к тому, что команд, способных устраивать "золотые клетки" для уже сложившихся и будущих футбольных талантов, становится все больше. А возможностей для способных игроков избежать подобной ловушки -- все меньше.
Разумеется, такие тенденции не мешают не слишком богатым клубам воспитывать талантливых игроков и продавать их потом грандам втридорога. Но постоянный пресс заплаченных за тебя миллионов, боязнь не оправдать ожидания или, даже оправдав их, оказаться заложником войны коммерческих интересов владельцев клубов, агентов, амбициозных тренеров, готовых потратить чужие деньги на создание команды-мечты, ставят игроков в крайне сложное положение. Трансферные войны способны испортить карьеру многим футболистам, которые теперь не просто высокооплачиваемые профессионалы, но и крайне дорогой штучный товар в руках завистливых, влиятельных и крайне циничных покупателей.
За исключением чистых гениев, которых в футболе, как и в любой другой сфере деятельности человека, крайне мало, все остальные теперь действительно существуют практически на положении товара, а не просто наемных работников. Не испортит ли футбол это нескончаемое идущее по нарастающей соревнование миллиардов, сказать трудно. По крайней мере угроза слома судьбы талантливых игроков под влиянием этого финансового Молоха становится все более ощутимой.
Семен Новопрудский