|
|
N°154, 28 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приключения справедливости
Три книги о поисках нового мирового порядка
Как построить будущее на принципах справедливости? Чьи интересы представляет нынешний мировой порядок? Стоит ли за бесконтрольным ростом транснациональных корпораций определенная идеология и возможен ли альтернативный путь экономического развития? Ответы на эти вопросы предлагают три недавно изданные книги, авторов которых объединяет обеспокоенность коренными изъянами господствующего политического дискурса.
Вечная цель человечества
Отфрид Хеффе. Справедливость: философское введение. -- М.: Праксис, 2007.
Профессор Тюбингенского университета Отфрид Хеффе начинает свою книгу с утверждения о том, что целью человечества с древности было установление царства справедливости. Не то чтобы он признавал какую бы то ни было историческую телеологию -- в данном случае речь идет о межкультурном консенсусе, об универсальном согласии по поводу того, что установление справедливости является достойной целью в отношениях между людьми.
Такой подход позволяет автору восстанавливать свод общечеловеческих принципов справедливости -- своего рода концептуальную матрицу, годную на все времена, но не сбрасывающую со счетов историко-культурной специфики. В частности, германский профессор замечает, что западноевропейская монополия на «права человека», по сути, нелегитимна, поскольку ни иудео-христианское откровение, ни греко-римское мышление вовсе не явились изобретателями этого концепта, куда более древнего и универсально распространенного.
Наиболее интересны последние главы книги, непосредственно касающиеся современных приключений справедливости в условиях глобализации, роста экологического неблагополучия и смены парадигмы в межгосударственных отношениях -- того, что носит название американского неоимпериализма. Очевидная тема -- это несправедливость в распределении материального достатка между государствами. И хотя Отфрид Хеффе делает политкорректный кивок в сторону политической несостоятельности некоторых режимов в странах третьего мира, в итоге он заявляет, что материальной помощи, с точки зрения справедливости, заслуживают те, кто живет в местах, куда нужда занесена извне. Или, в переводе на абстрактно-юридический язык, «группы и сообщества, несущие большие риски глобализации, имеют право на возмещение».
Будущее человечества автор видит в создании Всемирной федеративной республики с несколько размытым, но все же реальным суверенитетом входящих в нее государств. Только так, полагает он, может быть решен ряд глобальных проблем, среди которых истощение земных запасов, несправедливое по отношению к будущим поколениям. Читаются эти страницы как очередная вариация на тему благих намерений, ведущих известно куда.
Кроме того, Отфрид Хеффе вводит понятие «анамнетической справедливости», при которой будет ликвидирована сегодняшняя избирательность исторической памяти: в частности, перестанут подвергаться умалению и вытеснению случаи геноцидов в отношении самых разных народов, а не только еврейского. Также он рассуждает об условиях легитимности гражданского неповиновения, о том, может ли быть справедливой гуманитарная интервенция, о мировой юстиции и так далее. И хотя эта небольшая по объему книга выглядит чересчур холодно-непоколебимой, в качестве понятийно-терминологической пропедевтики ее можно рекомендовать всем, кто не намерен исключать слово «справедливость» из своего лексикона.
Либерализм против прогресса
Самир Амин. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. -- М.: Европа, 2007.
Тема экономического неравенства в глобальных масштабах, едва прозвучавшая в философическом этюде Отфрида Хеффе, находит полновесное развитие в брошюре директора международной ассоциации интеллектуалов Африки, Азии и Латинской Америки «Форум третьего мира» Самира Амина. Амин выстраивает стройную и политически ангажированную критику основ современного экономического мейнстрима в его американской версии, доказывая, что обнищание глобального Юга является логическим следствием либерального взгляда на общество.
Главная проблема -- это несостоятельность абстрактной идеи о том, что экспансия капитала влечет за собой социальный прогресс. Дело, согласно Самиру Амину, обстоит прямо противоположным образом. Фактическое исследование процессов глобализации, лишенное идеологических шор, демонстрирует неизбежность массового разорения и банкротства целых стран и континентов. Что в свою очередь создает непроходимую преграду к установлению подлинно народной демократии. Она подменяется игрушечной «демократией низкой интенсивности», превратившейся в шоу и обслуживающей интересы узкого круга капиталистов. Таким образом, разговоры руководства США о внедрении демократии в странах третьего мира являются прикрытием истинной цели -- посредством установления военного контроля над планетой восполнить недостатки собственной экономической системы (разрушенной, с точки зрения автора, все тем же либеральным вирусом, который распространяется по миру в качестве панацеи).
Важной составляющей книги является полемика с постмодернистской концепцией «империи» Майкла Хардта и Антонио Негри, популярной среди антиглобалистов анархистского толка. Самир Амин показывает, что идея децентрированной глобальной империи, имеющей «сетевую структуру власти», -- это беззубый анахронизм. На самом деле у нынешней империи есть центр с эксплицитно сформулированными интересами -- это США. А инструментами управления мировой экономической системы являются такие институты, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирный банк и НАТО. Поскольку целью Амина является не столько теоретизирование, сколько политическая борьба, он справедливо полагает, что "врага нужно знать в лицо".
И научиться давать ему отпор, ведь на кон поставлена судьба человечества. Автор книги намечает три направления работы: переопределение европейского проекта в сторону отката от интересов транснационального капитала; возрождение солидарности народов Юга и -- как итог -- воссоздание интернационализма народов на базе социализма и разворачивающегося процесса демократизации. За этими императивами следует девять выдвигаемых Самиром Амином гипотез, внушающих автору надежду на то, что человечество еще способно избавиться от одолевающих его либеральных демонов.
Неполиткорректный гуманизм
Исраэль Шамир. Каббала власти. -- М.: Алгоритм, 2007.
Пусть читателя не пугает дурновкусный дизайн этой книги. Сборник статей выходца из Советского Союза, жителя израильской Яффы и яростного антисиониста Исраэля Шамира прочитать стоит -- хотя бы для того, чтобы восхититься смелостью, с которой он преодолевает табу и разрушает стереотипы, зачастую жертвуя при этом убедительностью своих построений. Действительно политкорректной взвешенности от Шамира ждать не стоит. Его интонация -- это интонация пророка-агитатора, речь его пересыпана гиперболами и метафорами. Впрочем, изредка он озабочивается и указанием ссылок, в основном на текущую англоязычную прессу и политические интернет-дискуссии.
В случае Исраэля Шамира словосочетание «гуманистический пафос» можно употреблять без тени иронии; сложно назвать среди современных политических писателей второго такого, столь же озабоченного судьбой простого человека вне зависимости от национальности и места проживания. Сюжеты из области международной политики и транснациональной капиталистической экспансии для Шамира лишь фон, позволяющий высветить судьбы конкретных людей, раздавленных или не желающих быть сломленными наступлением нового мирового порядка. И этот авторский нерв позволяет снисходительнее относиться к некоторым слишком уж глобальным, подчеркнуто метафизическим интерпретациям происходящего сегодня в мире.
Главный враг Шамира -- это сионизм, понимаемый как буквально, так и метафорически: в смысле овладевших миром ценностей иудейской религии, которые преобразуют тему избранного народа в неоимпериалистический регистр. Анализируя многочисленные масс-медийные тексты, выполненные в рамках господствующего американо-израильского дискурса, автор демонстрирует, как в интересах мировой элиты смещаются акценты в интерпретациях современных событий и фальсифицируется прошлое. А заложниками нечистой игры становятся целые народы -- как оболганный народ Палестины, лишенный прав и загнанный в гетто ради воплощения сугубо книжных талмудических предсказаний. Решение арабо-еврейского конфликта видится гражданину Израиля Исраэлю Шамиру только одним: отказ евреев от мессианских притязаний и их ассимиляция с коренными палестинцами, которых он считает законными потомками библейского народа.
Ну и ко всему прочему нельзя не отметить виртуозность обращения Шамира с практически табуированными темами «Протоколов сионских мудрецов», кровавого навета или холокоста. Увлекательный и теоретически вменяемый анализ одиозных антисемитских мифов, выполненный израильским диссидентом и критиком «мирового еврейского лобби», -- это заслуживает внимания.
Василий ШЕВЦОВ