Время новостей
     N°152, 24 августа 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.08.2007
Требуется реформатор
МВФ ждет программ Тошовски и Стросс-Кана
Появление второго кандидата на пост директора-распорядителя Международного валютного фонда чеха Йозефа Тошовски, номинированного в среду Россией, как уже очевидно, кардинально повлияло на процесс выборов главы организации. Если еще позавчера избрание кандидата от Евросоюза француза Доминика Стросс-Кана казалось делом решенным, то уже первая реакция на выдвижение Тошовски показала: возможно все. Европа пока держится единой в своей поддержке Стросс-Кана. А вот ключевой акционер фонда -- США высказались настолько дипломатично, что хорошее настроение у французского кандидата должно сильно поубавиться.

Представитель Минфина США Энн-Мэри Хаузер заявила агентству ИТАР-ТАСС: «Мы рады будем работать вместе с нашими коллегами в фонде при избрании нового директора-распорядителя, который продолжит реформирование МВФ и обеспечит руководство этим жизненно важным институтом». То есть, как и предполагала газета «Время новостей», наличие выбора из двух европейцев освобождает Вашингтон от обязательства голосовать непременно за выдвиженца от ЕС. Кроме того, нельзя исключать, что США вообще воздержатся при голосовании -- так было в 1987 году, когда возникла аналогичная ситуация с двумя кандидатами-европейцами (француз Мишель Камдессю тогда опередил голландца Онно Рудинга).

Важную поддержку Йозеф Тошовски вчера получил из Чехии -- от «своего» президента Вацлава Гавела. Как известно, именно Гавел в 1997 году поручил Тошовски возглавить временное правительство и разрешить тем самым кризис власти. Гавел (в отличие от нынешнего президента Чехии Вацлава Клауса) считает выдвижение кандидатуры Тошовски честью для своей страны. «Йозеф Тошовски высокопрофессиональный банкир. Находясь на посту премьер-министра, он и здесь проявил себя как опытный специалист. Это порядочный человек, знающий свое дело. Выдвижение его кандидатуры на престижный пост -- большая честь для Чехии», -- говорится в его заявлении.

Между тем сам МВФ демонстрирует все новые признаки кризиса, подтверждая, что ему как можно скорее нужен сильный руководитель-реформатор.

В только что опубликованном годовом докладе Офиса независимой оценки МВФ (созданная в 2001 году внутри фонда экспертная структура) снова подчеркивается неэффективность фонда в сфере оказания помощи беднейшим странам. «Офис независимой оценки МВФ изучил роль и действия фонда в определении и использовании помощи беднейшим странам Африки. Опираясь на свидетельства, поступившие от 29 стран, работавших с МВФ по программе снижения бедности между 1999 и 2005 годами, сделан вывод о том, что политика и практические действия МВФ в этой области характеризуются как неопределенные и неразборчивые как внутри самой организации, так и за ее пределами», -- говорится в этом документе. Его авторы указывают на разницу во взглядах членов совета директоров МВФ (то есть представителей стран-акционеров), которая и лежит в основе неопределенной политики. Три основные проблемы, по оценке авторов доклада, состоят в следующем. Подготовленные МВФ «чрезмерно консервативные макроэкономические программы заблокировали использование помощи беднейшим африканским странам». Кроме того, в этих программах «наблюдается недостаток проектирования, а также нехватка в определении возможностей использования помощи, попадающей в беднейшие африканские страны, что в свою очередь может сдержать реальное предоставление средств странами-донорами». Наконец, в-третьих, авторы доклада отмечают, что деятельность МВФ в беднейших странах Африки слишком мало способствовала повышению там уровня.

Эти оценки блестящая иллюстрация того, что МВФ в последние годы стремительно утратил возможности для независимой профессиональной деятельности. Помощь Африке в эти годы благодаря деятельности Великобритании и США стала глобальной задачей номер один. Под давлением этих двух держав и «большая восьмерка», и МВФ, и другие международные организации приняли массу решений, направленных на улучшение экономической ситуации на Черном континенте. Кульминации этот процесс достиг в 2005 году, когда в G8 председательствовала Британия. Тогда под мощнейшим политическим давлением МВФ и Всемирный банк решили списать долги африканских стран. Профессиональная оценка экономистов из МВФ не интересовала политиков, как мало интересовало и то, что будет в этих странах после списания долга. Восстановить способность фонда действовать согласно экономической логике, а не воле политиков и должен новый руководитель МВФ.

Андрей ДЕНИСОВ