Сегодня, как ожидается, должна решиться дальнейшая судьба известного в Петербурге бизнесмена и просто авторитетного человека Владимира Барсукова (до 2000 года он носил фамилию Кумарин), которого в разное время СМИ, многие политики и представители спецслужб наделяли самыми разными качествами - от
руководства местной мафией до неформального «предводительства» в политическом и бизнес-сообществе региона. Вечером в среду сотрудники спецслужб провели у него дома и в связанных, как считают, с ним компаниях серию обысков, после чего сам г-н Барсуков был препровожден в изолятор временного содержания. В чем именно его подозревают или хотя бы с чем могут быть связаны эти события, пока осталось загадкой. Прояснится, очевидно, ситуация сегодня: по закону, г-на Барсукова в течение 48 часов после задержания должны либо отпустить, либо арестовать по решению суда. Впрочем,
по первым признакам неприятности у г-на Барсукова очень серьезные - задерживать его приехала из Москвы специальная следственная бригада сотрудников Генпрокуратуры и МВД РФ, причем местные «силовики» об их планах ничего знали.
Учитывая, что г-н Барсуков всегда избегал публичности (в частности, формально он не занимает никаких постов в тех или иных компаниях, за исключением нескольких благотворительных фондов), местные наблюдатели вчера очень осторожно говорили о возможных последствиях ареста столь уважаемого в городе человека - никто не решался называть конкретные фамилии или фирмы. Однако почти все были уверены, что если неприятности у г-на Барсукова не закончатся, то последствия будут серьезные, поскольку он, по словам одного из местных депутатов, относится к числу немногих людей, реально влияющих на экономическую и политическую жизнь Северной столицы. Неофициально же были высказаны несколько версий. По одной,
арест г-на Барсукова может ознаменовать начало передела на топливном рынке региона (его имя в СМИ часто связывали с крупнейшей в регионе Петербургской топливной компанией - ПТК). По другой, происходящие события могут быть связаны с политическими конфликтами, в том числе и на самым высоком уровне (в СМИ также появлялась информация о его знакомстве с рядом известных деятелей федерального уровня).
Оперативные мероприятия в отношении г-на Барсукова начались днем 22 августа. Сначала сотрудники Генпрокуратуры провели обыски на территории нефтебазы, принадлежащей ПТК. В компании «Времени новостей» подтвердили факт визита правоохранительных органов. «Следователь Генпрокуратуры пришел вместе с группой спецназовцев, предъявил постановление, в котором фигурировала фамилия Барсукова. Обыски проводились в одном из сдаваемых в аренду помещений. Сам Владимир Сергеевич (Барсуков. -
Ред.) никакого отношения к ПТК не имеет», - отметил представитель фирмы, являющейся владельцем около 150 заправок в северо-западном регионе.
Ближе к вечеру на территории крупного бизнес-центра «Золотая страна», который, по мнению милиционеров, также принадлежит бизнесмену, был задержан сам г-н Барсуков. Примечательно, что в этот момент совсем поблизости -- в Александринском театре -- находился глава МВД Рашид Нургалиев. По словам очевидцев, незадолго до операции к зданию комплекса подъехали два грузовика с сотрудниками спецподразделения «Зубр» МВД России. Часть спецназовцев блокировала входы в помещение, другие вместе с сотрудниками прокуратуры и МВД прошли внутрь. Как утверждают в правоохранительных органах Петербурга, в «Золотой стране" также проводились обыски, там же, кроме самого г-на Барсукова, были задержаны и несколько его помощников и знакомых. Из бизнес-центра предприниматель был доставлен в изолятор. Как рассказал адвокат бизнесмена Сергей Афанасьев, к клиенту его не пустили.
По одной из версий, г-на Барсукова могли задержать в рамках расследования дела о покушении на владельца петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева, которое произошло в мае прошлого года. Его «Ролс-Ройс» был обстрелян из автоматов на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. В результате один из охранников был убит, еще двое получили ранения. Тяжело ранен был и сам бизнесмен. Компания г-на Васильева, по данным спецслужб, находилась в сфере интересов рейдеров. Наибольший интерес, как говорят в правоохранительных органах, к захвату терминала проявлял известный рейдер и хороший знакомый Барсукова -- Вячеслав Дроков, арестованный в конце прошлого года. При этом в правоохранительных кругах Петербурга отрицают версию, согласно которой задержание бизнесмена связано с переделом на топливном рынке города.
Владимир Кумарин родился в Тамбовской области в 1955 году. После армии, учился в институте, откуда был отчислен, профессионально занимался боксом. Первый раз был осужден за хулиганство, незаконное хранение патронов и подделку документов в 1985 году.
По одной из версий, именно после освобождения Кумарина и появилась так называемая Тамбовская ОПГ, обосновавшаяся в Петербурге, и, как полагали некоторые наблюдатели, обеспечившая в свое время городу статус «криминальной столицы России». В спецслужбах и СМИ в 90-е годы открыто связывали имя Кумарина и «тамбовской» группировки. Сам он, однако, это всегда отрицал и иногда судился, выиграв однажды даже процесс у тогдашнего главы ГУВД Петербурга. Так или иначе, но с «тамбовской» группировкой спецслужбы регулярно пытались бороться. В начале 90-х годов за решеткой оказалось более 70 ее предполагаемых членов, в том числе и Кумарин. В 2001 году Борис Грызлов, возглавлявший тогда МВД РФ, вновь заявил, что «тамбовское оргпреступное сообщество» в Петербурге контролирует значительную часть экономики, включая ТЭК. В начале 2007 года уже генпрокурор Юрий Чайка заявил о разгроме «тамбовского преступного сообщества», захватившего около десятка различных предприятий.
Кумарин пережил несколько покушений на свою жизнь. Первое было совершено в июне 1994 года - тогда его телохранитель погиб, а сам он в течение месяца находился в коме и потерял левую руку. После случившегося он некоторое время жил в Германии. Вернувшись в Россию в 1995 году, он стал соучредителем ряда компаний, в 1998 году стал вице-президентом Петербургской топливной компании. В 2000 году покинул этот пост и сменил фамилию на девичью фамилию матери - Барсуков. По данным правоохранительных органов, в этот период «тамбовские» переключились на легальный бизнес, заняв сильные позиции в топливно-энергетическом комплексе, недвижимости и кредитно-финансовой сфере. Их стали называть «тамбовской бизнес-группой».
Сам г-н Барсуков до последнего предпочитал оставаться в тени. Во всех интервью на вопрос о роде занятий он отвечал, что является «пенсионером». Тем не менее, по данным правоохранительных органов, он является фактическим хозяином целого ряда предприятий - заправок, мясоперерабатывающего завода, ресторанов, торговых центов, а на самом вершине этого бизнеса находится ПТК.
Между тем соратники г-на Барсукова не связывают последние события с его бизнесом. «Скорее всего, сводятся старые счеты, корни которых - в начале и середине 1990-х годов, во взаимоотношениях между высшими чиновниками питерской мэрии и тогдашними авторитетами, среди которых Кумарин был одним из первых, -- рассказал один из питерских бизнесменов, знакомых с г-ном Барсуковым. -- Хорошо известно, например, что Барсуков был среди тех, кто поспособствовал тому, чтобы место Анатолия Собчака в 1996 году занял Владимир Яковлев. Сразу после этого, во второй половине 1990-х годов, руководители МВД прямо заговорили о том, что Петербург находится под контролем «тамбовских»".
Даже если власти проявили интерес к г-ну Барсукову по «политическим» соображениям, бизнес-версию его ареста это не отвергает. Практически все крупные российские нефтяные компании давно стремятся попасть на топливный рынок Петербурга, однако местным операторам, крупнейшим из которых является ПТК, созданная, как считается, Владимиром Кумариным, удается никого на него не пустить и при этом самим избежать поглощения. Многолетние переговоры о продаже ПТК вели и «Газпром нефть», и «Славнефть», и ТНК-ВР, и даже государственная «Роснефть», однако получали отказ. Однако сейчас -- после продажи ЮКОСа -- курируемая Кремлем государственная нефтяная компания стала крупнейшей в России и отсутствие бизнеса в Петербурге для нее выглядит досадным "белым пятном". Как говорит представитель пресс-службы «Роснефти» Николай Манвелов, в Петербурге и Ленинградской области у компании всего 10 АЗС. «Роснефти» интересен топливный рынок Санкт-Петербурга как второго крупного города России, -- заявил он «Времени новостей». -- Но наша компания занимается только бизнесом».
Источники же «Времени новостей» говорят о том, что этим летом несколько менеджеров «Роснефти» были командированы в северную столицу России, где изучали местный бензиновый рынок. Параллельно, по их словам, силовые органы изучали деятельность Петербургской топливной компании (ПТК) и Кумарина. В итоге, говорят источники, «Роснефть» выяснила, что в последнее время ПТК ведет серьезное расширение собственной сети АЗС и собирается стать крупным игроком на трассе Е95 Москва--Питер. У нее уже 132 собственных заправки на Северо-Западе страны: 82 -- в Санкт-Петербурге, 24 -- в Ленобласти, 16 -- в Новгороде и Новгородской области, 7 -- в Псковской области и 3 -- в Тверской области. Было бы логичным, полагает источник «Времени новостей», уже в скором времени ожидать их перехода в «Роснефть».