С каждым учебным годом отбор школьных пособий будет становиться все более строгим. Как рассказал вчера журналистам директор департамента государственной политики Министерства образования и науки Исаак Калина, с 1 сентября 2008 года в федеральном перечне учебников останутся лишь те пособия, которые сочтут достойными двести экспертов из Российской академии наук и Российской академии образования. «Это залог того, что качество учебников будет полностью соответствовать взглядам представителей науки», -- пояснил представитель Минобрнауки. Члены экспертной комиссии РАН, от которых будет зависеть отбраковка учебных пособий, убеждали присутствовавших в серьезности своего подхода. Так, по словам секретаря комиссии Сергея Сидоренко, в минувшем году эксперты сочли пригодными лишь 20% представленных учебников.
Принудительно сокращать число пособий не будут, скорее это будет происходить методом естественного отбора. Как подчеркнул г-н Калина, повышенные требования, предъявляемые к качеству учебников, уже привели к тому, что количество издательств, занятых их выпуском, сократилось на треть. И будет уменьшаться и дальше. Представитель образовательного ведомства напомнил, что 1 сентября не только День знаний, но и дата вступления в силу федерального закона, который ужесточит требования, предъявляемые издателям.
«Могу сказать, что качество учебников стало лучше. Раньше попадались такие макеты, где даже запятые не были проставлены», -- с некоторой долей скепсиса констатировал секретарь экспертной комиссии РАН Сергей Сидоренко. Но главное не запятые, а адекватность пособий «запросам времени». Хотя, как заметил ученый секретарь Института российской истории РАН Владимир Шестаков, основная проблема не в учебниках, а в учителях. «Зачастую педагоги годами говорят то, чему их научили много лет назад, их надо переучивать, если хотите, перепрограммировать», -- заметил историк.
Точка в трехлетней работе экспертных комиссий будет поставлена 1 октября нынешнего года. И, как уверяют чиновники Минобрнауки и эксперты РАН и РАО, это отнюдь не означает, что с данного момента всем школам будет предписано учить детей по одному, единственно верному учебнику. Принцип вариативности, который отстаивало педагогическое сообщество на протяжении последних полутора десятков лет, останется неизменным. Правда, г-н Калина, говоря о праве выбора, который будет предоставлен учителям, заметил: «Я, конечно, не очень верю, что учитель рядовой школы прочтет все пять учебников по математике из перечня и сделает осознанный выбор». Но, с другой стороны, директор департамента госполитики Минобрнауки подчеркнул, что «отдать выбор единого лучшего на откуп чиновникам тоже не хотелось бы». Эксперты РАН и РАО считают, что педагогам надо помочь сориентироваться -- для этой цели предлагается проводить конкурс по выбору лучшего учебника по предмету из федерального перечня. Таким образом, пособие-победитель будет не единственным, но желательным.
Впрочем, один учебник уже плотно застолбил свою нишу -- речь идет об
«Истории мировых религий» под редакцией директора Института общей истории РАН Александра Чубарьяна. Как уже сообщала газета «Время новостей», начиная с 1 сентября предмет «Основы мировых религий» будет изучаться факультативно в московских школах. Вчера Исаак Калина сообщил, что начиная с будущего учебного года эта дисциплина может быть включена в образовательный стандарт и, следовательно, в общеобязательный учебный план. «Стандарты следующего поколения сегодня готовятся, и к разработке этих стандартов мы привлекаем огромное количество научных, общественных и образовательных организаций, в том числе и структуры, которые занимаются вопросами образования в основных религиозных конфессиях -- православной, мусульманской и других», -- озвучил инициативы своего министерства г-н Калина. По его словам, Минобрнауки получило «очень интересные предложения» от религиозных деятелей. «Я бы с удовольствием поддержал, если в содержании школьного образования появились бы опоры на знание истории религий, источников религиозной культуры, как православной, так, наверное, и других», -- подчеркнул Калина.