Ситуацию вокруг назначения нового руководителя МВФ «Времени новостей» комментирует научный руководитель Высшей школы экономики, экс-министр экономики России Евгений ЯСИН.-- Чем, на ваш взгляд, можно объяснить выдвижение Россией альтернативной кандидатуры на пост главы МВФ?-- Существует давняя традиция: Всемирный банк возглавляет американец, а МВФ -- француз или, во всяком случае, западноевропеец. Эта традиция, правда, официально не зафиксирована, особенно в части того, чтобы западноевропейцы всегда становились руководителями МВФ. Я подозреваю, что у России есть желание эту традицию сломать и продвинуть других людей. Это одно из возможных объяснений.
Второе заключается в том, что Стросс-Кан -- левый социалист. Задачи, которые ставит перед собой МВФ, серьезные, и там нужен человек, который не болел бы популизмом, а был бы жестким. Конечно, на этом посту трудно быть жестким, потому что МВФ -- акционерное общество, где все решается большинством, величиной взноса. Но тем не менее.
Думаю, что Россия хотела видеть на посту главы МВФ более известного, жесткого человека с сильной репутацией. Тошовски вроде бы подходит. Но есть и лучшие кандидаты, но у каждого из них свои аргументы, чтобы не включаться в эту борьбу.
-- Есть ли у Тошовски шансы быть избранным главой МВФ?-- После заявления правительства Чехии -- сомнительно. Уж очень быстро они среагировали. Думаю, под воздействием Евросоюза. Другие страны были бы заинтересованы в том, чтобы российское предложение прошло. А теперь может сложиться ситуация, когда мы опять окажемся одиноким голосом, и все это будет выглядеть как стремление России всюду показывать свою новую мощь. Вероятно, это было бы неправильным впечатлением, но оно может таким получиться.
-- Какие, на ваш взгляд, первостепенные задачи должен будет решать новый глава МВФ, кто бы им ни стал?-- Первостепенная задача МВФ, с моей точки зрения, -- это строительство новой международной финансовой архитектуры, которая сегодня является очень нестабильной и волатильной системой. Задача состоит в том, чтобы устранить причины нестабильности этой системы, связанные с глобализацией. Финансовые рынки наиболее глобализованы. Небольшая заминка где-то в Бангкоке может быстро вызвать весьма отрицательные последствия в остальном мире. Тут и взаимоотношения валют, и влияние разного рода деривативов, которые сами применяются для хеджирования рисков, но оказывается, что они эти риски могут только усугублять.
Считаю, что примерно такой пакт стабильности, какой был принят в Евросоюзе, должен быть заключен и в глобальном масштабе. По крайней мере, ключевые игроки должны договориться. Это задача именно МВФ, поскольку национальные власти не могут влиять на подобные международные процессы. Причем решить такую задачу по плечу только сильным людям, имеющим высшую квалификацию. Я ранее называл Пола Волкера (глава Федеральной резервной системы США в 1979--1987 годах.
-- Ред.) или Стэнли Фишера (бывший первый замглавы МВФ, ныне управляющий Банка Израиля.
-- Ред.) -- они могли бы справиться. Но тут же возникает разговор, что они американцы (американец Стэнли Фишер, перейдя на работу в Банк Израиля, принял гражданство этой страны.
-- Ред.) и поставить кого-либо из них нельзя, надо искать европейца. Хорошо: тогда возьмите Жан-Клода Трише (глава Европейского Центробанка.
-- Ред.). Он вполне подходит, он сильный специалист. Очень сильные игроки появились и в других странах. Например, Фернандо Энрике Кардозу в Бразилии (видный ученый-экономист, с 1994 по 2002 год -- президент Бразилии.
-- Ред.) -- это исключительно сильная фигура, имеющая прекрасную репутацию. Лешек Бальцерович в Польше (экс-глава польского Центробанка.
-- Ред.). Тот же самый Тошовски, он тоже имеет очень хорошую репутацию. Но их одних было бы мало для решения задачи. Нужен синклит мудрецов, которые должны были бы поработать над этой проблемой.
-- То есть Стросс-Кан может и не справиться?-- Не знаю, насколько этот француз сможет справиться. Пока лишь сохраняется сложившаяся после войны система, и она уже не срабатывает. Те реальные проблемы, которые существуют, оказываются МВФ не по плечу. В том числе потому, что изменения зачастую не в интересах высокоразвитых стран. Однако, безусловно, при строительстве новой международной финансовой архитектуры в большей степени должны быть учтены интересы новых экономических гигантов -- Китая, Японии, Бразилии, Индии, России. И Восточной Европы тоже.