У министра финансов Алексея Кудрина
не сошелся бюджет. Тем не менее недобор поступлений в казну в первом полугодии главный финансист не считает криминальным. Хотя мировая конъюнктура цен на нефть и газ, а также укрепление рубля и сказались негативно на доходах, все же не это нынче заботит г-на Кудрина, а проблема сбора налогов, в первую очередь любимого министром НДС -- здесь поступления составили на 49,5 млрд руб. меньше запланированных. Однако министр на вчерашнем заседании правительства пообещал во втором полугодии исправить «перекос», выйти в доходной части в плюс. При этом налоговый прогноз Минфин составит лишь к концу сентября -- в октябре, когда появится новый макроэкономический прогноз МЭРТ.
Так что торопиться с выводами о качестве исполнения бюджета-2007 г-н Кудрин не стал. Но рассказал «страшилку» о кассовом исполнении бюджета министерствами и ведомствами. В первом полугодии расходы составили всего 39%. Среди особо отличившихся главный финансист назвал Агентство по свободным экономическим зонам, потратившее за полгода 0,6%, «Росинформтехнологии» -- 0,9%, Минрегионразвития -- 1,4%, «Ростехнадзор» -- 1,9%. Федеральные целевые программы реализованы на 25%. Некоторые просто не исполняются, к примеру «Электронная Россия» или «Дети России».
«Был даже курьез, -- продолжал "развлекать" участников заседания правительства г-н Кудрин. -- Чиновники стали жертвой собственной бюрократии -- не выпустили постановление «Об обеспечении госслужащих жильем». «У кого нет квартир, у тех и доступа к этой теме нет», -- сказал премьер, у которого с каждым словом министра финансов явно портилось послеотпускное настроение. Г-н Кудрин вынужден был признать, что больше всех замечаний к документу представило его ведомство.
«Здесь курьезных ситуаций может быть много, -- предупредил Михаил Фрадков. -- Но так продолжаться не должно». Премьер как бы вскользь заметил: «Складывается впечатление, что есть какие-то вредители...» «Контролеров у нас достаточно. У вас есть КРУ, -- обратился он к г-ну Кудрину. -- И Степашина (глава Счетной палаты Сергей Степашин. --
Ред.) можно попросить заняться не общей политикой, а конкретными вопросами».
После этого Михаил Фрадков решился на радикальную рекомендацию министру финансов: «Рано или поздно нужно сдать эти документы в прокуратуру. Надо спросить коллег: «Где деньги?!» «Нужно всем понять, что дальше мы отступать не будем. Подзабыли ответственность за исполнение плана. Контрольные органы в рыночной экономике никто не отменял, -- вернул министров к сегодняшним реалиям премьер. -- Ответ один -- ужесточить контроль. И все всплывет на поверхность. И отсортировать, что всплыло».
Премьер пообещал добавить остроты в работу кабинета, попросил министров «почаще смотреть на себя в зеркало и звонить в Минфин: как там у меня с кассовым исполнением?». Минфин же глава правительства поблагодарил, очевидно, за правду и бдительность на посту: «Алексей Леонидович, спасибо вам». В конце подвел итог: «Невыполнение плана, недогруз -- значит, взыскание и увольнение!»
На фоне общего качества работы кабинета отчет Мининформсвязи выглядел вполне приемлемым. И это ничего, что 1,5 млн россиян до сих пор не получают ни одной телепрограммы. Может быть, оно даже и к лучшему. Хотя к 2010 году глава Минсвязи Леонид Рейман обещал предоставить государственный теленабор каждому гражданину страны. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев вступился за печатные СМИ. Он поинтересовался, когда решится вопрос приемлемых тарифов доставки газет и журналов. Г-н Рейман начал издалека: «Технологический уровень инфраструктуры сегодня ниже, чем в 80-е годы в СССР». А затем сообщил, что в этом году будет доработана экономическая модель распространения прессы. И уж потом выставлена цена доставки.
«Ну успокойте нас, -- попросил вдруг премьер. -- У нас заделы есть хорошие? ФАПСИ там не все растеряло?» Г-н Рейман успокоил. Мол, российский рынок услуг связи был маленький, а теперь стал большой и будет развиваться.