|
|
N°152, 24 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двигательная активность
На МАКСе подписан контракт о поставке Венесуэле 98 самолетов Ил-114
Событием, выбивающимся из общей картины выставки МАКС-2007 в подмосковном Жуковском, вполне можно назвать вчерашний показ ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Скат», разработанного корпорацией "МиГ". До сих пор известно было лишь то, что ведутся работы по новому БПЛА, но все держалось в секрете. И вчера «Скат» был показан, хотя и не в рабочем положении, а стоящим в ангаре. Но и для этого потребовалось специальное распоряжение президента России. Аппарат впечатляет размерами и массой -- 10 тонн, летать он будет со скоростью 850 км в час, нести боевую нагрузку в 2 тонны. Испытания нового БПЛА начнутся сначала в пилотируемом варианте. Вывод в свет «Ската» означает, что Россия всерьез присоединяется к новому направлению ведения войны в воздухе и борьбы с терроризмом -- беспилотному.
А в остальном МАКС протекал традиционно -- утюжили небо самолеты и вертолеты разных марок, возрастов и государственной принадлежности. В это время в уютных шале вдоль взлетно-посадочной полосы аэродрома ЛИИ имени Громова коммерсанты и руководители предприятий принимали делегации и, случалось, подписывали обнадеживающие контракты и соглашения.
Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов и главком чилийских ВВС генерал Ортега подписали соглашение о намерениях. Чили таким образом заявляет о своих планах закупить у России вертолеты Ми-17В5. Ни о сумме контракта, ни о количестве единиц техники не сообщается, хотя из неофициальных источников стало известно, что речь идет о трех десятках винтокрылых машин. Главное же достоинство подписанного вчера документа в том, что он стал первым -- сегодня у России и Чили в области военно-технического сотрудничества нет ни одного контракта.
Вчера же глава «Рособоронэкспорта» подписал еще один документ -- контракт на поставку в Венесуэлу 98 самолетов Ил-114. Сумма контракта пока неизвестна. Пожалуй, больше других этому контракту радовалось руководство ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» -- двигатели для поставляемых самолетов будет делать их предприятие. Это неслучайно -- предприятие динамично развивается, каждый год наращивая выпуск продукции на 30--35%, имеет портфель заказов на 1 млрд 320 млн долл., производственные мощности загружены по крайней мере на ближайшие пять лет.
Военный обозреватель «Времени новостей» по горячим следам побеседовал с генеральным директором ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» Александром НОВИКОВЫМ.
-- Главная продукция, выставленная вами на МАКС-2007, не совпадает с той, что указана в чилийском контракте...
-- Здесь на выставке МиГ-35, МиГ-29 ОВТ (отклоняемый вектор тяги), корабельный МиГ-29К/КУБ летают с нашими новыми двигателями. Так что наши экспонаты действующие и сами за себя говорят.
-- Кто в кооперации с вами строил эти двигатели?
-- В корпорации «МиГ», куда входит наш завод, «завязаны» на выпуск двигателей четыре предприятия: наш завод как головное производственное предприятие, разработчик -- завод им. Климова (хотя это чистое КБ), Тушинское моторостроительное конструкторское бюро и завод «Красный Октябрь» в Санкт-Петербурге, который производит самолетные агрегаты, систему запуска двигателей.
-- 11 августа президент подписал указ о создании первого двигателестроительного холдинга, объявлены планы формирования еще трех. В какой из них вы войдете, что в связи с этим изменится в работе вашего предприятия?
-- Мы войдем в холдинг, который формируется на базе двигателестроительных предприятий, входящих в РСК «МиГ». Произойдет это после акционирования корпорации «МиГ».
-- Холдинг останется в корпорации?
-- Это сложный вопрос. По-видимому, не останется. Думаю, глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров заменит наш пакет акций на пакет акций нижегородского завода «Сокол», так как основное производство «МиГ» будет там. А нас из «МиГа» выведут.
-- И какие перспективы появятся у вас в новом качестве?
-- Помимо известных силовых установок в классе тяги 10 тонн РД-33 и его модификаций для истребителей, будем строить двигатели ТВ7-117СМ для пассажирских самолетов Ил-114, Ил-114Т, установки ТВ7-117СТ для перспективных военно-транспортных Ил-112В. Дальше -- реактивный двигатель РД-1700 для самолета МиГ-АТ и беспилотных летательных аппаратов. Как оказалось, в России нет основного вертолетного двигателя, покупаем за рубежом. И мы сейчас ведем подготовку к производству вертолетных двигателей ВК-2500 для Ми-8, Ми-17, Ми-24 и еще некоторых моделей.
-- Вам не увеличили заказ на двигатели для корабельных истребителей по индийскому контракту?
-- Контракт подписан на 118 двигателей, он выполняется.
-- А что вы даете отечественным ВВС?
-- Гособоронзаказ увеличился, в этом году он составляет 180 млн руб., но деньги идут на ремонт, о новых двигателях речи пока нет. Названная сумма для гособоронзаказа, на мой взгляд, очень мала. Чтобы восстановить парк самолетов, денег нужно на порядок больше. На следующий год планируется выделить уже 500 млн руб. Но это пока только план.
-- Объявлен тендер на строительство двигателя пятого поколения для тяжелого истребителя, идет борьба между предприятиями за право получить этот суперзаказ. Будет ли строиться двигатель пятого поколения для легких истребителей?
-- Мы сейчас выпускаем двигатели четвертого поколения. Плюсы, которые добавляются к цифре 4, мало о чем говорят. Двигатель пятого поколения принципиально новый по технологии, конструкции. Это другая нагрузка на ступени, температура газа перед турбиной, новые материалы. Наметки в этом плане у нас есть.
-- Значит, в случае объявления тендера на двигатель пятого поколения для легких истребителей конкурентов у вас нет?
-- Почему нет? Те же «Салют» и «Сатурн», может быть, изъявят желание наряду с тяжелыми выпускать и легкие двигатели. Такие двигатели могут делать французы, китайцы. А в России есть еще омский завод. Так что мы отнюдь не монополисты.
Николай ПОРОСКОВ, Жуковский