|
|
N°8, 18 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аптека между двумя штрафами
Рост цен на лекарства может продолжиться
Скачок цен на лекарства в первые недели января стал следствием паники, охватившей российский фармацевтический рынок после отмены льгот по налогу на добавленную стоимость. Закон о введении ставки НДС в 10% был подписан президентом за сутки до Нового года, и, не получив сразу после праздников никаких разъяснений от контролирующих органов, многие аптеки и оптовые фирмы решили самостоятельно провести переоценку товаров. Продавцы лекарств и медицинских изделий действовали не только из спекулятивных побуждений, как полагает, например, премьер-министр Михаил Касьянов, но и страховались от финансового коллапса. И это стало ясно вчера на экстренном совещании в Минздраве, где представители Министерства по налогам и сборам и Минфина пытались разъяснить крупнейшим дистрибьюторам и руководителям региональных органов здравоохранения новый порядок применения НДС на медицинскую продукцию.
По словам руководителя департамента цен и госзакупок Минэкономразвития Ларисы Ершовой, с 1 января в десяти отобранных для мониторинга регионах страны рост цен в среднем составил от 10 до 18%. Хотя предварительные расчеты министерства показывали, что подорожание будет не столь значительным. «Вы же знаете, что сказал Касьянов: введение НДС оправдывает рост 4--6%», -- напомнила г-жа Ершова. Это заявление вызвало возмущенный ропот среди представителей фармацевтического рынка. Во-первых, потому, что их расчеты несколько отличаются. Производители утверждают: из-за высокой удельной доли стоимости освобождавшейся от НДС лекарственной субстанции в цене конечного препарата процент удорожания будет близок к новой налоговой ставке. А во-вторых, российские аптеки начали работать уже 3 января, а МНС лишь 8 января разослало на места разъяснительное письмо. И добиться вразумительных пояснений от региональных налоговых органов в этот промежуток времени было невозможно. «Налоговики на местах толком ничего сказать не могли, но обещали потом обязательно востребовать НДС за весь январь», -- говорит президент ассоциации «Росфарма» Александр Апазов. И потому многие фармацевты, несмотря на просьбы Минздрава повременить с переоценкой товара, тут же начали менять ценники. По словам замначальника управления организации лекарственной помощи Московской области Владимира Овчаренко, именно так поступили приблизительно в половине подмосковных аптек. Вторая половина на это не решилась, поскольку такие действия тут же вызвали негативную реакцию со стороны департамента ценовой политики -- ведь размер допустимой торговой надбавки, согласно правительственному постановлению о государственном регулировании цен на лекарства, устанавливается и контролируется субъектами федерации. «Ситуация патовая, -- говорит г-н Овчаренко. -- Приходится выбирать между штрафом за неуплату налогов и штрафом за превышение надбавки». Те же, кто решил повременить с открытием торговых точек, просто несли убытки. «Мы не открывали аптеки до 8 января, а ведь ежедневный оборот в самых прибыльных составляет 300--500 тысяч рублей», -- говорит г-н Апазов. По его мнению, ценовой скачок объясняется в первую очередь именно неорганизованными действиями МНС и других государственных органов. А директор по связям с общественностью одного из крупнейших российских дистрибьюторов Центра внедрения «Протек» Андрей Ларичев считает, что подорожание лекарств продолжится и дальше. «Опыт Киргизии и Армении показывает, что в итоге покупатель платит двойной НДС», -- говорит г-н Ларичев. В России же на рыночные механизмы накладывается еще и неразбериха.
Представитель МНС Ирина Муравьева зачитала на совещании разъяснения своего ведомства. В разосланном в регионы письме, в частности, говорится: «Лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отгруженные (в том числе комиссионерами) до 31 декабря 2001 года включительно, освобождаются от налога в соответствии с подпунктом «у» пункта 1 статьи 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость». Оплата, поступающая после 31 декабря 2001 года продавцам (в том числе комиссионерам, включая сумму их комиссионного вознаграждения), по этим товарам... в налогооблагаемую базу... не включается». Собственно, других разъяснений о том, как НДС будет взиматься в будущем, в документе не содержится. И г-жа Муравьева призналась, что у налоговиков далеко не по всем позициям существует ясность, поскольку в случае с медицинскими изделиями речь идет о регулируемой торговой надбавке. По словам представителя МНС, правительство и Госдума не ответили, что станет источником погашения затрат аптечной сети: бюджет, или все потери, как и сейчас, будут компенсированы за счет покупателей. Кроме того, Белый дом до сих пор не утвердил список медицинской техники, которая будет исключена из льготного перечня по налогообложению. За этими и другими комментариями г-жа Муравьева порекомендовала фармацевтическим ассоциациям немедленно обратиться в правительство.
Олег ВОЛКОВ