30 августа в Вене делегации Белграда и Приштины после полугодичного перерыва возобновят переговоры по проблеме будущего статуса Косово. Сближать непримиримые позиции сторон придется «тройке» представителей России, США и Евросоюза. От нашей страны в посредническую команду вошел спецпредставитель российского министра иностранных дел по Балканам Александр Боцан-Харченко. Докладывать о своих успехах и неудачах «тройка» будет международной Контактной группе (КГ) по Косово, в которую входят Россия, США, Великобритания, Германия, Италия и Франция. О новом этапе решения косовской проблемы Александр БОЦАН-ХАРЧЕНКО рассказал спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ.-- Кому принадлежит инициатива создания косовской «тройки»?-- Это идея Евросоюза. Наша идея сводилась к тому, чтобы подобрать нового человека на роль спецпосланника генсека ООН и продолжить переговоры. Дальнейшая работа Мартти Ахтисаари была бы непродуктивной. Надо учитывать его собственную позицию -- г-н Ахтисаари считает, что он свою миссию выполнил, он не видел возможности дальнейшего продвижения к компромиссу. К тому же предложенный им односторонний план (Ахтисаари рекомендовал дать Косово независимость под надзором мирового сообщества без согласия властей Сербии. --
Ред.) не был принят в Белграде, который вряд ли бы согласился продолжить с ним диалог.
-- Способна ли «тройка» проводить единую политику, учитывая различия позиций США, ЕС и России по косовской проблеме?-- В «тройке» компромисс найден. Чтобы посреднический механизм был эффективен, ее участники должны говорить одним голосом. Этот компромисс нисколько не в ущерб самостоятельной позиции России в косовском урегулировании. Поиск был скрупулезен и тщателен. Все элементы позиции «тройки» либо напрямую соответствуют принципиальным подходам России, либо перекликаются с ними. Отправной точкой послужила главная задача «тройки» -- найти форму компромисса сторон.
-- У «тройки» есть официальный мандат ООН?-- Есть одобрение деятельности «тройки» в рамках Контактной группы под эгидой генсека ООН. Ведь новая переговорная фаза была открыта заявлением генсека ООН, обратившегося к «тройке» с просьбой осуществить посредническую миссию. Стержневая задача «тройки» -- побуждение сторон к компромиссу -- принята и поддержана генсеком ООН.
-- Однако времени на поиск вожделенного компромисса между Белградом и Приштиной отведено немного, вам надо успеть до 10 декабря...-- Временных рамок быть не должно. Генсек ООН установил срок представления доклада «тройки», но отнюдь не завершения переговорного процесса. Он обратился с просьбой к «тройке» и КГ представить доклад к 10 декабря. Следовательно, «тройка» действует под эгидой генсека, а весь процесс остается в ооновских рамках. Согласно устоявшейся в ООН практике, представленный генсеку ООН доклад направляется для обсуждения в Совбез.
-- И после этого на основании доклада «тройки» будет выработан проект резолюции СБ ООН?-- Не будем забегать вперед! Вырабатывать проект резолюции можно лишь в том случае, если мы сумеем выйти на компромисс между сторонами к 10 декабря и зафиксируем в докладе, что решение найдено. Пока в ходе первой поездки мы отмечали сохранение диаметрально противоположных позиций сторон, сближать которые невероятно тяжело. Если же компромисса не будет, то вырабатывать проект бесполезно -- Совбез может принять резолюцию лишь на основе переговорного решения.
-- Какое место в работе «тройки» занимает резолюция СБ ООН №1244 от 10 июня 1999 года? Совбез призывал решать проблему статуса Косово параллельно с утверждением в крае гуманитарных стандартов, включая защиту этнических меньшинств...-- Невыполненная резолюция 1244 остается в силе, и «тройка» в своей посреднической работе ей привержена. Это один из конкретных и, надеюсь, убедительных примеров того, что платформа «тройки» в полной мере учитывает принципиальные элементы российской позиции по Косово. Что касается осуществления в Косово стандартов для национальных меньшинств, «тройка» активно использует свою миссию для побуждения Приштины к более активному их исполнению. В Приштине был очень серьезный разговор и с президентом, и с премьером края, в том числе по вопросам безопасности, по проблематике стандартов. Углубленный разговор о гуманитарных стандартах состоялся также в ходе встречи «тройки» с представителями косовских сербов.
-- Насколько реальны угрозы Приштины провозгласить в одностороннем порядке в День албанского флага 28 ноября независимость Косово?-- Принципиально важно, что в ходе бесед «тройки» с приштинским руководством мы получили твердые заверения, что оно будет держать ситуацию в крае под контролем и не допустит насилия, экстремистских акций. Мы получили уверения в том, что будет создаваться благоприятная среда для переговорного процесса.
-- Венские переговоры в конце августа станут раздельными -- делегации Белграда и Приштины будут общаться через посредников. Когда начнутся прямые переговоры?-- Цель «тройки» -- запуск прямого диалога между Белградом и Приштиной. Но это произойдет, лишь когда появятся идеи, способные сделать его продуктивным. Мы активно подталкивали стороны к представлению свежих идей. Прямой диалог должен быть содержательным, а не видимостью. Иначе он лишь накалит обстановку и не будет стимулировать доверие между сторонами. Это принципиально важно, ибо нынешний уровень доверия очень низок.
-- Однако ваш американский коллега по «тройке» Фрэнк Визнер заявил, что «тройка» не будет выдвигать идеи...-- Абсолютно. Мандат «тройки» состоит в поощрении сторон к компромиссу. Сама «тройка» не будет предлагать варианты по развязке -- мы ждем их от сторон. Для «тройки» будет приемлемо любое договорное решение между Белградом и Приштиной.
-- Многие наблюдатели крайне пессимистично оценили итоги первой поездки «тройки» в регион в первой декаде августа...-- В ходе первой поездки никто не ожидал услышать прорывные идеи. Стороны, естественно, изложили привычные позиции. И я с удивлением прочел в прессе о «рухнувших ожиданиях». Смешной подход! На этом этапе было важно сформировать и запустить саму «тройку», показать дееспособность механизма. Важным итогом стали заверения сторон о готовности конструктивно участвовать в статусном процессе. Есть договоренности политические, и есть договоренности конкретные -- по встречам в развитие этих политических пониманий. Я имею в виду раздельные встречи «тройки» со сторонами в конце августа в Вене и в конце сентября в Нью-Йорке.
-- Поначалу говорили, что российский эмиссар «тройки» будет работать с сербами, а представители ЕС и США -- с косоварами...-- «Тройка» выступает и действует как единый механизм. Никакого разделения труда здесь нет и не будет. Исходя из опыта участия в урегулировании кризисов в бывшей Югославии, не могу сказать, что разделение труда продуктивно.
-- Почему же пресс-конференцию в Приштине представитель ЕС Вольфганг Ишингер провел в одиночку? При этом он озвучил сенсационную идею раздела Косово между албанской и сербской общинами...-- У «тройки» в Приштине был совместный выход к прессе после встреч с албанским руководством. Позже посол Ишингер дополнительно встречался с прессой. У меня же в силу графика были возможности встретиться с прессой на следующий день в Вене. При этом Ишингер не высказывал идею раздела Косово. Я видел соответствующие заголовки в прессе. Но, зная посла ЕС, я ни минуты не сомневался в крайне корректной формулировке его ответа в рамках договоренностей «тройки». Он сказал, что «тройка» примет «любое решение, которое будет приемлемо для самих сторон». Подчас пресса выносит в заголовок слова, вырванные из контекста, что искажает смысл.