|
|
N°150, 22 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слияние против конкурентов
Польские государственные нефтяные компании пытаются объединиться
Польша решила объединить две подконтрольные государству нефтяные компании. Вчера глава PKN Orlen Петр Ковнацкий заявил, что поддерживает предложение польского минфина о слиянии его компании с другим нефтеперерабатывающим госпредприятием Польши -- компанией Lotоs Group. «Я удивлен, что этого до сих пор не произошло, -- цитирует его польская газета Puls Biznesu. -- Это хорошее решение и для экономики, и для акционеров». По его словам, объединенная компания может получить сильные позиции на переговорах о закупке сырья, оптимизировать дистрибуцию топлива и упростить процесс инвестирования в разведку нефти. На польском нефтяном рынке подобное слияние связывают с желанием правительства обезопасить свои компании от агрессии иностранных компаний, в первую очередь российских.
Orlen самый большой производитель и продавец нефти в Польше и один из крупнейших в Европе. Ему принадлежит семь нефтеперерабатывающих заводов в Польше, Чехии и Литве, в том числе контрольный пакет в чешском Uniрetrol, литовский нефтеконцерн Mazeikiu Nafta и нефтехимический комплекс в Плоцке. Общий объем переработки составляет 32 млн тонн. Кроме того, концерн владеет 1910 АЗС в Польше и 477 -- в Германии. Lotos принадлежит Гданьский НПЗ мощностью 6 млн тонн нефти в год, что позволяет обеспечивать более 27% всего польского рынка нефтепродуктов, а также сеть более чем из 400 заправок, работающих на территории Польши. Помимо этого с прошлого года Lotos совместно с Petrobaltic начала проект по освоению небольшого участка в Балтийском море. Обе компании президент Белоруссии Александр Лукашенко призывал в январе этого года поставлять нефть на перерабатывающие заводы его страны.
PKN Оrlen и Lotos подконтрольны государству через концерн Nafta Рolska. В первом госконцерну принадлежит 17,32% акций, еще 10,2% акций правительство владеет напрямую, остальное в руках миноритариев. При этом Nafta Рolska осуществляет оперативное управление. Во втором 51,9% у Nafta Рolska, остальное также у миноритариев. Польша уже довольно давно ищет возможность усилить контроль над этими двумя предприятиями. Одним из вариантов было упразднение госконцерна и передача его акций непосредственно в государственную казну. В прошлом году предлагалось увеличить госпакеты в двух компаниях. В середине августа этого года министр финансов Польши Войцех Ящиньский предложил новую идею -- объединить PKN Оrlen и Lotos. По его словам, сейчас «две государственные компании конкурируют друг с другом и это является проблемой». Правда, когда произойдет это и на каких условиях, г-н Ящиньский не сообщил, сославшись на отсутствие решения правительства. «Есть проблемы», -- коротко заметил он.
Польские компании достаточно сильно зависят от поставщиков российской нефти. PKN Orlen, по данным Dow Jones, ежегодно через трейдеров закупает примерно 12 млн тонн российского сырья у таких компаний, как ЛУКОЙЛ или «Роснефть». Поэтому, по мнению Варшавы, именно они представляют наибольшую угрозу для польских нефтепереработчиков. В 2003 году ЛУКОЙЛ попытался приобрести Lotos, но получил достаточно жесткий отказ правительства, опасавшегося, что российская компания быстро подчинит себе местный топливный рынок. С тех пор ЛУКОЙЛ не претендовал на Lotos, но весной этого года ему удалось получить почти 6% розничного рынка Польши. «В конце весны мы закрыли сделку по покупке у ConocoPhillips сети АЗС Jet. В нее входило среди прочего и 89 заправок в Польше, -- напомнил вчера представитель ЛУКОЙЛа. -- Кроме этого нам принадлежит еще 149 газовых АЗС». Но претендовать на большее компания пока не собирается, добавил он.
Объединившись же, Orlen и Lotos превратятся в достаточно сильного игрока и смогут диктовать свои условия как на внутреннем розничном рынке нефтепродуктов, так и на внешнем оптовом рынке сырья. И тогда, возможно, им станет легче конкурировать на европейском рынке, особенно с российскими трейдерами.
Анна ГОРШКОВА