На печально знаменитой московской энергоподстанции «Чагино» начались масштабные работы по реконструкции. Вчера руководство Магистральных энергосетей (МЭС) Центра, входящих в Федеральную сетевую компанию, заверило журналистов, что на территории подстанции к концу следующего года будет введено самое современное в мире оборудование, которое позволит избежать аварий, подобных
случившейся 25 мая 2005 года.
В тот день, как известно, во время жары случился пожар на одном из трансформаторов тока «Чагино» напряжением 110 кВ. В результате осколками был поврежден выключатель и еще три трансформатора, автоматически «произошло обесточивание ряда подстанций напряжением 110 кВ», вспоминал вчера главный инженер Московского предприятия МЭС Центра Михаил Сварнык. Однако эта ситуация дала лишь старт аварии: в то же время на другой крупной московской подстанции -- «Очаково» были отключены пять из семи линий напряжением 220 кВ (в основном из-за падения деревьев). В итоге оставшиеся в работе линии «Очаково» не смогли выдержать резко возросшую из-за пожара на «Чагино» мощность, поэтому далее автоматически стали отключаться другие подстанции, что вызвало остановку некоторых электростанций. Без электроэнергии остались южные, юго-западные и юго-восточные районы Москвы, Подмосковья, а также районы соседних областей (Тульской, Калужской, Рязанской). Одной из главных причин аварии называлось устаревшее оборудование -- сгоревшему трансформатору было 48 лет, при этом прекратить его использовать нужно было еще в 1987 году. И на подстанции «Чагино» это был не единственный трансформатор 1957 года выпуска. Многое другое оборудование также было устаревшее и давно выработавшее свой срок -- «оно просто чудом работало», говорил вчера глава МЭС Центра Мисрихан Мисриханов.
«Раньше в сети всегда вкладывались деньги по остаточному принципу, -- говорит Мисрихан Мисриханов. -- И если сети в основном были построены в 50--60-е годы, то в 80-е годы ничего не вкладывалось. И самое страшное -- в начале 2000-х плохо все эксплуатировалось: все думали, что начнется реформа и сети уйдут куда-то. Сейчас же понятно: главным инвестором в сети будет государство, потому что ФСК будет на 75% принадлежать государству, ведь магистральные сети -- это безопасность страны».
После аварии, продолжил г-н Сварнык, перед Федеральной сетевой компанией стояли две задачи. Первая -- это замена «критичного» оборудования, прежде всего трансформаторов напряжением 500, 220 и 100 кВ. Эта работа уже проведена, утверждает г-н Сварнык (сгоревшие трансформаторы тока уже заменены на новые, произведенные в Запорожье). Причем, как известно, на подстанции «Очаково» ее начали гораздо раньше, чем на «Чагино». «Новое оборудование может работать еще достаточно долго, у него нормативный срок службы 25 лет, импортное оборудование может работать еще дольше -- до 30 лет», -- уверен он. Также были усовершенствованы системы по надежности.
Вторая задача -- провести на подстанции полную реконструкцию и перевод на оборудование с элегазовой изоляцией. Главная трудность, по его словам, -- необходимость проводить работы, не ограничивая при этом мощность. Но энергетики, говорит г-н Сварнык, уже разработали план, как это можно сделать, и в декабре 2008 года будет работать уже новая подстанция -- с подземными кабелями, новыми трансформаторами и другим элегазовым оборудованием. «Преимущество элегазового оборудования заключается в том, что оно имеет более высокие параметры по пропускной способности, экологически чистое и очень компактное, -- говорит г-н Сварнык. -- Если сейчас оборудование размещено на 20 га, то новое займет лишь трехэтажное здание размером 120 на 45 м. И конечно, это более надежное оборудование». В итоге 18 га из 35 га, которые сейчас занимает подстанция, будут переданы городу, утверждает он.
«По соглашению между РАО «ЕЭС России» и правительством Москвы, -- говорит г-н Мисриханов, -- ФСК должна реконструировать в Москве (до конца 2008 года. --
Ред.) четыре подстанции напряжением 500 кВ («Чагино», «Бескудниково», «Очаково», «Западная». --
Ред.) и порядка 20 подстанций напряжением 220 кВ. Общий объем инвестиций -- более 50 млрд руб.». Из них на «Чагино» будет потрачено около 10 млрд рублей.