|
|
N°8, 18 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военная тайна-2002
Оборонные закупки России бьют рекорды
Государственный оборонный заказ-2002 стал одной из главных тем состоявшегося вчера первого в этом году заседания правительства. Последовавшие затем крайне невнятные комментарии лишь подтвердили опасения, что аппетиты оборонки оказались значительно выше ожидавшихся. Косвенным подтверждением этого стала обстановка строжайшей секретности, которой было окружено обсуждение: из открытого варианта официальной повестки дня заседания были вычеркнуты даже имена и должности докладчиков, выступавших по этому вопросу. Информированные источники газеты «Время новостей» неохотно подтверждают, что в нынешнем году страна затратит на военные закупки «миллиарды долларов». Но категорически отказываются отвечать на вопрос о том, сколько именно миллиардов и на что она должна потратить.
Объявленное после заседания вице-премьером Ильей Клебановым «примерно 40-процентное увеличение объема гособоронзаказа в 2002 году» мало о чем говорит. Разве что вновь свидетельствует, что судить об истинных военных затратах России по-прежнему невозможно. Как минимум возникает ощущение "легкой" нестыковки. Еще недавно, отвечая на вопросы россиян в ходе общенациональной телевизионной «прямой линии», президент казался непреклонным: максимум, что страна себе может позволить, -- это 30-процентное увеличение расходов на ВПК в 2002 году и не более, поскольку «кроме оборонки у нас еще есть врачи, учителя, пенсионеры». Расплывчатость формулировок не позволяет четко сопоставлять эти цифры и судить о том, сколько же в действительности генералам удалось "выдавить" из президента дополнительных средств. Впрочем, «врачи, учителя и пенсионеры» все равно не смогут узнать, какой именно суммой они «поделились» с оборонным комплексом. Дело в том, что абсолютные цифры гособоронзаказа, по словам источников газеты "Время новостей", «доступны крайне узкому кругу людей даже во властных структурах страны». Попытки же «вычислить» хотя бы приблизительную сумму таких расходов обречены на провал, поскольку раздел бюджета «Национальная оборона» (в бюджете-2002 он «тянет» примерно на 10 млрд долларов) является лишь «видимой частью айсберга», значительная часть затрат «вмонтирована» в совершенно иные разделы.
В любом случае эти упомянутые «40 процентов» являются абсолютным рекордом даже в условиях того, что объемы гособоронзаказа в России неуклонно нарастают год от года. Так, в 2000 году, по данным Минпрома, гособоронзаказ вырос более чем на 25% к предыдущему году. А в 2001-м -- еще на 20%.
Похоже, провалились и планы Кремля оптимизировать военные расходы за счет создания так называемой единой системы заказов вооружения и военной техники. Когда весной прошлого года Владимир Путин сменил руководство Министерства обороны, это фигурировало в качестве одной из главных задач, выполнение которой было поручено как самому Сергею Иванову, так и назначенному его замом по вооружению Алексею Московскому. Предполагалось, что новая система военных заказов позволит сосредоточить в одних руках все выделяемые на эти цели бюджетные средства и в итоге приблизительно на треть сократит нерациональные расходы. Еще в ноябре, когда российский президент встречался с генералитетом на традиционном осеннем сборе командного состава МО, Сергей Иванов докладывал, что «работа по переходу с 1 января 2002 года на единую систему заказов вооружений практически завершена». Однако, как выяснилось после вчерашнего заседания, министр поспешил: отнять деньги у «заинтересованных лиц» оказалось куда труднее, чем отрапортовать президенту. По крайней мере, по словам г-на Клебанова, распоряжаться выделяемыми на гособоронзаказ-2002 деньгами будет отнюдь не один, а «24 заказчика, включая Министерство обороны».
Юрий ГОЛОТЮК