"Кавказский террорист" и "русский нацист" обещают стать главными героями начавшейся предвыборной кампании
Набор традиционных августовских бед и безобразий пополнился на прошлой неделе какой-то совсем уж инфернальной дрянью, которая невольно напоминает, что нынешний август не простой, а предвыборный. В такие сезоны, на закате лета перед началом большого электорального цикла, случаются самые большие неприятности. Рушатся дома, начинаются войны. Прямой календарной связи, конечно, нет, это скорее народная примета. Да и густота жути вроде не такая беспросветная -- так, пара эпизодов. Но "расширение ассортимента" в данном случае не радует.
В Интернете 18 часов провисел трехминутный ролик с записью казни двух молодых людей кавказской национальности, которую совершили другие люди, национальность которых определить было трудно из-за сплошных масок на их лицах. Для ясности убийцы действовали на фоне растянутого между деревьями флага со свастикой и выкрикивали: «Слава Руси!»
Кошмарный сюжет напоминал домашнее видео чеченских экстремистов, которое раньше показывали по телевизору. Там тоже часто растягивали между деревьями флаг с волком, а вместо «Слава Руси!» кричали: «Аллах Акбар!» И те, кого мы вспомнили, немедленно материализовались: неизвестный мужчина позвонил в кавказскую редакцию «Радио Свобода» и сообщил, что ответственность за подрыв «Столичного экспресса», перевернувшегося под Новгородом, к счастью, без единого летального исхода, берет на себя бригада вот уже год как покойного Шамиля Басаева «Рийядус Салихийн».
Даже если убийство двух молодых людей, снятое на камеру на фоне свастики, было инсценировано и смонтировано, менее страшно не становится. И пассажиров 166-го
"Невского экспресса" Москва--Петербург от неминуемой гибели случайно отделило не то незапланированное превышение скорости, не то умение машиниста, не то просто чудо. Но в обе истории сразу же прокрался элемент фальсификации.
Русские ультранационалисты заявили, что «Национал-социалистской партии Руси», которая «подписалась» под своим видео, нет в природе, и вообще под гитлеровский салют положено кричать не «Слава Руси», а «Слава России», независимо от того, кого ты в этот момент убиваешь. Звонившие на «Свободу» идейные наследники Басаева вообще растворились в воздухе. Телефон при попытке перезвонить не отвечал, а их единомышленники на своих сетевых ресурсах ни словом не обмолвились о причастности к крушению поезда кавказского сопротивления -- хотя оно часто с гордостью приписывает себе чужие «подвиги». Карты окончательно спутали следователи, заявившие, что экспресс взорвали таким же взрывным устройством,
как поезд Москва--Грозный в прошлом году. То есть непонятно, кавказские работали террористы или русские.
Но среди всей этой мути с фальсификациями, инсценировками и стеснительными террористами, стали очень хорошо видны две фигуры, которые возглавляют в текущем политическом сезоне топ-лист монстров, угрожающих жизни обывателя и безопасности страны, готовящейся к выборам. К выборам, которые должны пройти правильно, чтобы угроза не стала реальностью. Пугать нас будут парадоксальным дуэтом монстров. Первый монстр -- наш старый знакомый, кавказский террорист, потенциал которого, как показывают хотя бы последние события в Ингушетии, оказался вовсе не до конца исчерпан в период избирательных кампаний 1999--2000 и 2003--2004 годов. Второй -- относительный новичок в деле подрыва основ государства -- русский нацист, в маске или без таковой.
Манипуляция общественными страхами -- старый и проверенный политтехнологический прием. Но с ним всегда есть одна проблема. Для успешной манипуляции «страшилка» должна быть хорошо управляема. Лучше всего вообще сделать хорошее, похожее чучело настоящей угрозы, чтобы аккуратно шевелить его за ниточки. А в нужный момент, когда все уже достаточно испуганы, ниточки отпустить, чучело растоптать и выйти из тени абсолютным победителем. Но то ли для изготовления чучел берут какие-то говорящие поленья, то ли настоящие, натуральные чудовища, без веревочек, в какой-то момент незаметно оказываются главными исполнителями и тогда уже всерьез пытаются разрушить весь кукольный театр и съесть постановщика вместе со зрителями.
Выбор героев дня, кто бы его ни осуществил, не лишен тонкости. Сюжет о "кавказских бандитах", совершающих злодеяния в своих далеких горах, уже перестал привлекать внимание избирателя. Интерес к "колониальным" войнам, победоносным или не очень, угас за десять с лишним лет постоянной эксплуатации. Чеченский боевик, даже если он пришел с автоматом в московский театр брать заложников, это какая-то мифическая фигура. А вот сосед-чеченец, купивший квартиру на вашей лестничной клетке и отдавший четверых детей в класс, где учится ваш ребенок, это уже ближе. «Дружба народов» переместилась ближе к потребителю. Среди "героев" уже не боевики, а азербайджанский торговец, дворник-таджик и маляр из Дагестана.
Нет сомнения, это непросто -- привыкать жить с новыми соседями, которых с неизбежностью становится все больше во всех без исключения российских городах. Но объем ненависти, выплескивающейся на приезжих с заборов, стен, лестничных клеток, материализующейся в нападениях в метро и драках в центре Москвы, уже очень сильно отличается от давешнего ворчания: «Понаехали!» Вот дело дошло уже и до отрезания голов, которое, пусть бы даже и инсценированное, пользуется огромной популярностью в русском сегменте Интернета.
Правоохранительные органы, и раньше весьма снисходительно относившиеся к нацистским выходкам, на сей раз тоже ведут себя традиционно. Первой реакцией была реплика: «Это не у нас». Запись, видите ли, распространялась с каких-то заокеанских серверов. За этим последовали слова: «Это неправда» -- возможно, запись смонтирована, возможно, убили не по-настоящему. Возбудить уголовное дело оказалось возможным только по окончании кропотливой экспертной работы с каждым кадром, в процессе которой надлежало выяснить, где, когда, кто и чем снимал двойное убийство или его постановку. Хотя огромная свастика и выкрики в кадре даже без убийства содержат в себе вполне узнаваемые признаки «разжигания межнациональной розни».
На этих формулировках сюжет вроде бы и перестал существовать, по крайней мере на федеральном телеэкране. Но за его пределами представители кавказских и среднеазиатских диаспор уже просят помощи в опознании убитых. Надо полагать, для того, чтобы самостоятельно, без опоры на политкорректную российскую милицию, выяснить, имело ли место убийство и кто все это снимал на видео. Антифашисты на своих сайтах просят лидеров диаспор не торопиться с «симметричным ответом» и по возможности успокоить своих соплеменников. Один из «антифа» без обиняков приводит высказывание своего бритоголового оппонента, ясное, как пистолетный выстрел: «Смысл убийства цветных не в том, чтобы их стало меньше, а в том, чтобы они начали отвечать тем же. Тогда начнется гражданская война, в которой победим мы (националисты)». Интересующиеся точной цитатой могут поискать ее на антифашистских ресурсах -- потому что часть фашистских, откуда был взят оригинал, к счастью, закрыта.
Неудивительно, что «паркетные» националисты, в перерывах между русскими маршами отирающиеся в приемных Госдумы, испугались и наперебой заговорили о нарушенных правилах выкрикивания нацистских приветствий. Во всей этой истории с казнью, даже если она не совсем настоящая, они тоже не могли не увидеть то реальное зло, образ которого они пытаются представлять в политтехнологических постановках для широкого круга избирателей. И которое вполне способно съесть их самих вместе с постановщиками.
Мы все, и постановщики, и зрители, каждый из нас оказываемся в весьма неприятном положении: не замечать казнь под свастикой и террористический след в крушении поезда вроде бы не годится, а любое содержательное высказывание тут же сделает каждого союзником одних и врагом других. И вот тут становится очевидно, насколько легко постановка выходит из-под контроля. Начинает жить не по сценарию гомеопатически дозированного ужаса предвыборной кампании, а по логике мести, ведущей к войне всех против всех. Когда уже не до выборов и уж точно не до политической корректности.