Борьба за контроль над безжизненными арктическими просторами стремительно набирает обороты.
Вслед за Россией свои претензии на обширные территории подтвердила Канада, да так, что наступила на мозоль своему главному внешнеполитическому партнеру -- США. Вчера битва за арктические льды и все то, что они скрывают, развернулась на двухдневном Североамериканском саммите, открывшемся в курортном местечке Монтебелло в канадской провинции Квебек. Премьер-министр Канады Стивен Харпер призвал президента США Джорджа Буша признать суверенитет Оттавы над стратегически важным Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий через североамериканский арктический архипелаг.
Канада отстаивает свои права на этот путь с 1973 года. Премьер Харпер уже озвучил намерение правительства построить на его берегах новейший военно-тренировочный центр и глубоководный порт. Но США по-прежнему считают канадские претензии необоснованными. По мнению Вашингтона, Северо-Западный проход должен оставаться открытым для международной навигации. Однако дело не только в свободе арктического судоходства, но и в доступе к богатейшим природным кладовым. По оценкам экспертов, арктические просторы скрывают порядка четверти неразведанных запасов нефти и газа.
На завершающемся сегодня Североамериканском саммите, в котором принимает участие и не грезящий Арктикой президент Мексики Фелипе Кальдерон, незримо присутствует еще один участник -- Россия. «Лидеры проведут инвентаризацию того, что произошло недавно», -- заявил накануне анонимный источник в правительстве Канады, имея в виду погружение в районе Северного полюса в начале августа двух российских глубоководных аппаратов. Руководители Канады и США «хотят обсудить, как относиться к российской экспедиции», добавил представитель кабинета Харпера. Любопытно, что в отличие от нынешнего посла США в Канаде Дэвида Уилкинса его предшественник Пол Селлуччи был убежден в справедливости канадских претензий. «Я думаю, что в век терроризма принадлежность Северо-Западного прохода Канаде отвечает интересам нашей безопасности», -- заявлял посол, отозванный Бушем в 2005 году.
Впрочем, от канадско-американских дискуссий мало что зависит. «Решение проблемы Арктики может быть найдено только в рамках международного права», -- уверен доктор юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права РАН Василий Гуцуляк. В беседе с «Временем новостей» он отметил, что «никакие односторонние действия России, Канады или США не приведут к международно-признанному разграничению спорных территорий. Необходимо подписание всеобъемлющего международного договора. На его подготовку может уйти не один год, учитывая, насколько противоречивы позиции приарктических государств». «Поэтому я бы сейчас даже не стал говорить о начале какой-то борьбы за раздел Арктики. Та же Канада и раньше выступала с притязаниями, однако они не были удовлетворены Комиссией ООН по границам континентального шельфа», -- напомнил г-н Гуцуляк.
В настоящее время Арктика условно разделена на сектора, соответствующие пяти приарктическим государствам -- России, США, Канаде, Норвегии и Дании (с Гренландией). Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года регулирует суверенные права того или иного государства в отношении континентального шельфа в пределах 200-мильной зоны от побережья. Для определения принадлежности участков шельфа, выходящих за эти пределы, в рамках Конвенции создана Комиссия ООН по границам континентального шельфа. Однако она до сих пор не приняла ни одного позитивного решения, ссылаясь на отсутствие убедительных доказательств принадлежности спорных территорий. Была отклонена и канадская заявка. США же вообще не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву и, следовательно, не могут апеллировать к ней в спорах с Канадой или Россией.
«Возможно, наилучшим решением проблемы Арктики стало бы заключение международного соглашения по модели Договора об Антарктике от 1959 года, -- считает Василий Гуцуляк. -- На основании этого документа в Антарктике на неопределенное время заморожены все территориальные притязания. Она рассматривается лишь как зона, где свобода научных исследований и широкое международное сотрудничество обеспечиваются системой международного управления. Применительно к Арктике участниками аналогичного соглашения могли бы стать не только пять приарктических государств, но и не имеющие прямого выхода в Северный Ледовитый океан Исландия, Швеция и Финляндия», -- полагает эксперт.