Ракета, обнаруженная 6 августа в селе Цителубани Горийского района в 65 км северо-западнее Тбилиси, стала предметом научно-исследовательских изысканий иностранных специалистов. Консенсуса достичь не удалось. Заключение российских экспертов, поработавших в Тбилиси и на месте инцидента 16 и 17 августа, разрушает версию грузинской стороны и группы западных специалистов о «российском следе». Теперь Грузия уповает исключительно на международную поддержку.
Представитель ВВС России полковник Павел Акуленок сообщил: «Российской группе были продемонстрированы разные фрагменты ракеты. На отсеках, которые нам были представлены, мы обнаружили следы механической разрезки -- не разрыва при ударе о землю, а следы использования технических средств. При этом в местах разреза были следы ржавчины. Крылья высокоскоростной ракеты Х-58 производятся из титана. Но нам представили крылья из другого материала. Исходя из этого, можно заявить, что часть деталей принадлежит российской ракете Х-58, а часть -- другим ракетам». При этом грузинская сторона не разрешила российским экспертам вывезти в Москву сохранившиеся части обшивки ракеты для проведения термоспектрального анализа и установления степени давности образования нагара на них.
Посол МИДа по особым поручениям Валерий Кеняйкин, входивший в состав работавшей в Грузии делегации, назвал причастность России к инциденту «мнимой» и предложил поставить на этом «жирную точку». По его мнению, авторство может принадлежать «силам, которые могут действовать вразрез с позицией центрального руководства Грузии». Напомним, что сразу после обнаружения ракеты в Цителубани экс-министр иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили и ряд других оппозиционных грузинских политиков заявили, что сценарий мог быть написан главой МВД Иванэ Мерабишвили.
Вердикт международных экспертов о «российском следе» г-н Кеняйкин назвал «политизированным». По его словам, данные российских гражданских и военных радаров и космического наблюдения свидетельствуют о том, что воздушное пространство Грузии 6 августа с российской стороны не нарушалось. Посол не исключил, что «ракета не запускалась, а была смонтирована на месте из разных частей». Есть и иной вариант: «Ракету могли не запустить, а просто сбросить -- или с самолета, или с вертолета. Это требует дополнительного расследования».
Заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин назвал обвинения в адрес России «абсурдными, голословными и надуманными». По его словам, направление в Грузию российских экспертов свидетельствует как раз о желании Москвы объективно выяснить все обстоятельства случившегося. «Мы разочарованы поспешностью, с которой некоторые страны заняли грузинскую сторону и отстаивают версию, которая объективно не способствует нормализации ситуации в регионе», -- сказал Григорий Карасин, предложивший «избегать суетливости в таких вопросах».
Однако министерство обороны Грузии заявило, что «возможности консультаций с российской стороной по данным вопросам исчерпаны», так как та «не проявила конструктивного подхода и практически уклонилась от сотрудничества со следствием». Вскоре в Грузию прибудет спецпредставитель председателя ОБСЕ (сейчас эту организацию возглавляет Испания), экс-глава МИД Хорватии Миомир Зузула. Кроме этого, как сказали «Времени новостей» в МИД Грузии, 7 сентября вопрос авиаинцидента будет рассмотрен на неофициальном заседании министров иностранных дел стран Евросоюза. За основу будет принят доклад группы международных экспертов (объединяла представителей Швеции, США, Литвы и Латвии), которые еще до визита российской делегации заявили, что самолет вторгся в воздушное пространство Грузии из России. Американское посольство в Грузии в специальном сообщении назвало этот отчет «значительным и надежным» несмотря на доводы российских специалистов.
Примечательно, что посольство США увязало ракетный инцидент с необходимостью скорейшего урегулирования в Южной Осетии (по грузинской версии, воздушный нарушитель пролетал над непризнанной республикой). Американцы предложили увеличить численность в зоне конфликта наблюдателей ОБСЕ (сейчас их 12), а также установить международный контроль за связывающим Россию и южных осетин Рокским тоннелем, который ныне находится вне зоны контроля миротворцев и представителей ОБСЕ.
Грузинский политолог Рамаз Климиашвили предположил в интервью газете «Алиа», что за историей с ракетой скрывается намерение Грузии использовать ситуацию и «атаковать Цхинвали». А «цителубанский инцидент», по его мнению, позволит Тбилиси на весь мир протрубить о том, что «Москва не может быть арбитром, так как является агрессором».
В комитете по печати и информации Южной Осетии «Времени новостей» заявили, что в Цхинвали очень недовольны позицией США, «пристегнувших» к авиаинциденту Рокский тоннель: «Наш президент Эдуард Кокойты по этому поводу напоминает, что США не являются ни стороной, ни посредником в переговорном процессе. Подобного рода тенденциозные заявления только подпитывают агрессивность и враждебность грузинской стороны. Прежде чем требовать мониторинга Рокского тоннеля, стоит провести мониторинг грузинских портов, куда поставляется оружие, в том числе из США, или грузинской радиолокационной системы на границе с Южной Осетией».