|
|
N°147, 17 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Больше не крепость
Молодежь в Англии уже не мечтает о собственном жилье
В контексте кризиса на американском ипотечном рынке весьма своевременным оказалось исследование принадлежащего корпорации GE Money фонда «Ипотечное кредитование и будущее», который проанализировал другой развитый рынок -- британский. Изучив его развитие на протяжении 30 лет, эксперты пришли к выводу: основной клиент ипотеки -- совершающая покупку своего первого жилья молодежь -- за эти годы сильно «повзрослела». Исследование свидетельствует, что средний возраст людей, совершивших покупку своего первого жилья, увеличился с 27 лет в 1977 году до 34 лет в 2007 году. «У молодежи изменились приоритеты. Традиционным ценностям семейной жизни в собственном доме она предпочитает путешествия и досуг», -- отмечают представители GE Money. На представление молодых британцев о лучшей жизни не могли не повлиять цены на недвижимость -- за 30 лет они выросли на 1436%.
Россию, где история сделок купли-продажи жилья пока не столь велика, сложно сравнить в этом отношении с Англией. Подавляющее большинство своих первых квартир россияне получали от государства в советское время и продолжают получать сейчас -- по наследству или в подарок от родственников. Тем не менее факт владения квартирой для молодежи в России чрезвычайно важен -- полученные маленькие квартиры она спешит менять на большие с помощью ипотечных кредитов. И, по словам банкиров, делает это в более раннем возрасте, чем британские ровесники.
В 1977 году главным приоритетом для молодых людей в возрасте 25 лет была покупка жилья и брак. Сейчас, через 30 лет, на первый план вышли общение, друзья и путешествия. Результаты опроса молодых британцев красноречиво иллюстрируют тенденцию: для покупателей первого собственного жилья иметь спутниковое телевидение на 50% важнее, чем иметь семью, а желание иметь детей уменьшилось почти наполовину. Все это привело к увеличению среднего возраста покупателей первого собственного жилья, а также людей, вступающих в брак и заводящих детей. «Это зачастую приводит к тому, что людям все труднее позволить себе купить дом или квартиру в более позднем возрасте, поскольку они тратят все больше времени на досуг и увлечения, в то время как цены на недвижимость продолжают расти», -- предупреждает руководитель департамента ипотечного маркетинга британского GE Money Гарри Белл. Ошеломляющее увеличение цен на английскую недвижимость на 1436% за последние тридцать лет привело к тому, что 76% потребителей считают покупку первого жилья менее доступным, чем когда-либо. Среднестатистический британский покупатель своего первого дома сейчас тратит почти четверть ежегодного дохода на выплату ипотечного кредита.
«У нас можно отследить рост цен на жилье примерно с 1999 года -- за прошедшие восемь лет рост цен на жилье в московском регионе составил около 400--600%», -- говорит член правления Городского ипотечного банка Михаил Бусыгин. По его словам, сейчас средний доход ипотечного клиента, проживающего в московском регионе, составляет не ниже 2000 долл. на семью. В регионах средний размер дохода заемщиков существенно ниже (как, впрочем, и цены на жилье).
«На Западе вообще возрастная планка для всех событий в жизни сдвинута на более поздний срок по сравнению с нашей страной -- это касается и среднего возраста начала трудового стажа, и вступления в брак, и рождения детей, и в том числе покупки первого жилья», -- отмечает г-н Бусыгин. В России пока трудно оценить объемы покупки первого жилья -- просто потому, что нет такой долгой, как в Англии, истории рыночных сделок с квартирами, говорит он: «Если брать 30-летний период -- тогда в советское время свое первое жилье люди не покупали, а получали. И сейчас ситуация не слишком изменилась». Большинство ипотечных сделок у нас -- это не покупка квартиры с нуля, а, по сути, обмен имеющейся или полученной (не купленной на собственные средства по рыночной цене) квартиры на большую. Часто это делают молодые люди, получившие небольшую квартиру в наследство или в подарок от родственников. Но так или иначе возраст приобретения первого жилья в России ниже, особенно если смотреть на покупку жилья в кредит. «Поскольку ипотека у нас существует недолго, она вплоть до сегодняшнего дня все-таки воспринимается потребителями как инновационный продукт и привлекала прежде всего внимание молодых активных людей. Средний возраст наших заемщиков -- 25--45 лет. В этой категории находится две трети клиентов», -- говорит г-н Бусыгин.
«Единственное, что, по нашим прогнозам, останется в России неизменным, это то, что основными покупателями первой недвижимости в Москве на ближайшую перспективу по-прежнему будут приезжие. Коренные москвичи скорее всего продолжат улучшать свои жилищные условия путем продажи существующего жилья и покупки более просторного и комфортного», -- отмечает директор департамента ипотечного кредитования российского «Джи И Мани Банка» Кшиштоф Новачевски. Но, по мнению экспертов GE Money, глобальные тенденции в потребительских предпочтениях уже начинают просматриваться и у нас. Если до настоящего времени основными покупателями первой недвижимости в Москве были люди в возрасте от 25 до 32 лет, то в ближайшее время, по мере продолжающегося роста цен на недвижимость, этот возрастной сегмент имеет все основания измениться в сторону увеличения, полагают эксперты.
Елена ХУТОРНЫХ