|
|
N°148, 20 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игры с государством
Олимпиаду в Сочи будут готовить по наименее рискованной схеме
Вопреки распространенному мнению будущая зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году пока не самая дорогая за всю историю проведения этих спортивных соревнований. По затратам она в данный момент -- бюджет за семь лет еще может быть скорректирован в сторону увеличения -- занимает лишь пятое место в новейшей истории олимпизма. Хотя, безусловно, сочинская Олимпиада очень дорогая. Самая дорогая среди зимних. Уступает она лишь летним Играм, где видов спорта (а значит, олимпийских объектов, участников, гостей и затрат) больше.
В среднем олимпийский бюджет составляет 2--4 млрд долл. На построение олимпийской сказки в Сочи президент Владимир Путин пообещал потратить 12 млрд. Но, к примеру, на летнюю Олимпиаду в Барселоне в 1992 году было потрачено 17,5 млрд долл., а на сиднейскую Олимпиаду 2000 года -- 14 млрд. Лондон на летнюю Олимпиаду 2012 года планирует затратить 18,2 млрд долл. На сегодняшний день это максимальный олимпийский бюджет.
После победы сочинской заявки на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале самым актуальным стал вопрос, как наиболее рационально потратить деньги. Чтобы потом не было мучительно стыдно перед мировой общественностью за низкое качество объектов очень дорогой Олимпиады.
Анализ двенадцати Олимпиад, подготовленный Министерством экономического развития РФ, показал, что без участия государства успешное построение спортивных объектов и инфраструктуры практически невозможно. Схема, при которой правительство устраняется от контроля над строительством объектов, обречена на провал. «Олимпийский центр по строительству объектов должен построить театр, от оргкомитета требуется поставить шоу», -- под таким лозунгом проходила подготовка Олимпиады в Сиднее. Именно эта Олимпиада признана МОК как наиболее успешная. По ее образу и подобию будет организована Олимпиада в Лондоне. Такую же схему управления решено применить при подготовке Игр в Сочи.
Существуют две основные схемы управления олимпийскими проектами. По первой схеме все задачи, включая финансирование, строительство и проведение соревнований, возлагаются на оргкомитет. По второй оргкомитет отвечает за проведение соревнований, а государство -- за строительство объектов.
Первая схема таит в себе значительную опасность. Из-за того, что оргкомитет не несет политической ответственности, а при опасности срыва Игр страдает международный престиж государства, чего допустить нельзя, правительство в трудной ситуации вынуждено экстренно брать на себя решение проблем, сказано в документе, подготовленном МЭРТ.
Например, в Сиднее за четыре года до Олимпиады государству пришлось менять тактику подготовки к Играм, когда выяснилось, что процесс под угрозой срыва. Строительство олимпийских объектов перешло от оргкомитета к подконтрольному правительству управлению по координации Олимпиады. Аналогичная ситуация сложилась при подготовке Игр в Афинах в 2004 году. Оргкомитет не справлялся с количеством заявок при проведении тендеров и не укладывался в отведенные сроки. В результате также за четыре года до начала Олимпиады все работы по строительству олимпийских объектов перешли под контроль министерства туризма. Однако сделано это было слишком поздно, и организация Олимпиады, проведенной на исторической родине праздника спорта, была признана неудачной. Как и прошлогодняя зимняя Олимпиада в Турине.
Первая модель работает только при небольших по олимпийским меркам затратах, менее двух миллиардов. С более крупными проектами оргкомитет в одиночку справиться не может.
Поэтому в последние годы все чаще используется вторая модель, где сферы ответственности разделяются. Правительство и подконтрольная ему структура решают вопросы, связанные с финансированием и строительством олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры, а оргкомитет занимается проведением соревнований и торжественных церемоний. Такая схема действовала при организации летней Олимпиады в Сеуле в 1988 году, признанной очень успешной Аналогичная схема, когда строительством займется госкорпорация, а взаимодействием с МОК -- оргкомитет, будет работать и в Сочи.
Еще один общий вывод, который можно сделать, изучая опыт других Олимпиад, связан с тем, что практически никому не удавалось уложиться в первоначально запланированную смету. Например, на подготовку зимней Олимпиады, которая пройдет в 2010 году в канадском Ванкувере, властям придется выделить дополнительно полтора миллиарда долларов.
Также явно видно, что экономить на таком важном деле, как Олимпиада, не следует. Например, бюджет летней Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году составил всего 1,1 млрд долл., а оргкомитет из экономии поручил строительство ключевых объектов компаниям-спонсорам. В результате низкий уровень подготовки сооружений вызвал резкую критику МОК. Так же произошло и с летней Олимпиадой 1996 года в Атланте, где из экономии даже не построили Олимпийскую деревню, а спортсмены жили в студенческих общежитиях.
Вера СИТНИНА