|
|
N°148, 20 августа 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семья грязь найдет
«Симпсоны» на московских экранах
Самым модным цветом этого летнего сезона до очевидности является желтый -- именно в него выкрашены лица и туловища обитателей городка Спрингфилд, в котором помимо прочих в высшей степени любопытных персонажей живет самая знаменитая американская семья последних двадцати лет -- Симпсоны. Герои самого популярного мультсериала планеты, в конце концов перебравшегося с телеэкрана в кинотеатры. И перебравшийся весьма успешно -- только в Америке картина о работнике атомной станции Гомере Симпсоне и его семействе уже собрала более 150 млн долл., а мировые сборы верно и не так чтобы медленно приближаются к 400 млн. «Симпсоны в кино» может считаться едва ли не самой ожидаемой премьерой последних лет -- уровень нетерпеливого предвкушения был сравним в данном случае разве что с ожиданием экранизации «Властелина колец». Во всем мире «Симпсоны» -- произведение безусловно культовое. Гомер, его жена Мардж и их дети Барт, Лиза и Мэгги -- олицетворение не только типичной американской семьи (в подобном случае их популярность вряд ли была бы столь всеобъемлющей), но и современного обывателя в целом. Лысеющие толстяки, смысл жизни которых заключается в сидении на диване с телевизионным пультом в одной руке и банкой пива в другой, работающие на вверенных им местах не за страх и даже не за совесть, а за зарплату и поучающие своих отпрысков нехитрым сводом глубокомысленных глупостей, встречаются не только в Спрингфилде, но и в любом другом городе современного мира. И они с удовольствием наблюдают и посмеиваются над своим собственным отражением, будучи абсолютно уверенными, что это не про них самих, а про соседа по лестничной клетке.
Итак, Гомер Симпсон все-таки доигрался: по его вине в реку, протекающую в черте Спрингфилда, попали экскременты одного весьма необычного поросенка, из-за чего случилась самая настоящая экологическая катастрофа, которая привела к тому, что президент США Арнольд Шварценеггер (это не опечатка, все верно -- высший пост в симпсоновской Америке занимает вопреки действующей конституции именно он) принимает решение накрыть Спрингфилд непроницаемым куполом. Спрингфильдцы в ярости, и поскольку всем известно, кто во всем этом виноват, Симпсоны вынуждены спасаться бегством. На краю света, а если быть точным, то на Аляске семейство вроде бы собирается начать новую жизнь. Но когда до них доходят слухи, что правительство решило не просто установить в Спрингфилде карантин, но и вообще стереть город с лица земли, они решают на свой страх и риск вернуться и хоть как-то исправить ситуацию.
Вообще главная проблема фильмов, в основе которых лежат многосерийные саги самого разного свойства, именно в выборе сюжета, который бы мог репрезентативно передать мир и миф первоисточника. Например, в случае с «Секретными материалами» в свое время это получилось не очень удачно, в «Семействе Адамс» -- абсолютно гениально, а «Симпсоны»... В принципе сюжет не хуже и не лучше любого из более чем четырех сотен телевизионных эпизодов (при том, что киноверсия может претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса по количеству сценаристов -- в титрах их указано ни много ни мало одиннадцать). Фильм мог в принципе быть о чем угодно. И его все равно ринулись бы смотреть со всех ног.
В целом это, конечно, великолепная работа -- смешная (временами до колик), остроумная и язвительная. Но все равно невозможно отделаться от некоторого разочарования, причем что именно не устраивает, внятно объяснить решительно невозможно. Вроде бы создатели фильма сделали все, чтобы не превратить свое детище в мейнстрим -- иные шутки выходят далеко за рамки политкорректности, да и вообще с духом и буквой здесь все вроде бы в порядке. Но вот ощущения радости, которое приносили короткие серии по телевизору, здесь маловато. Скорее всего дело в том, что вникать в проблемы Спрингфилда и его обитателей нужно все-таки по рецепту Гомера, то есть развалясь в пижамных штанах перед теликом, жуя пончик и запивая экранные шутки чем-нибудь слабоалкогольным и пенистым. Так что хоть Гомер и не семи пядей во лбу, но к одной его максиме, которая звучит в самом начале картины, стоит прислушаться и признать его правоту: «Зачем куда-то там идти и отдавать деньги, чтобы посмотреть на то, что можно совершенно бесплатно увидеть по телевизору?»
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ